Давно ли вы мыли автомобиль своими руками?
Заголовок статьи не случайно получился двусмысленным: с одной стороны, мойка самообслуживания – это эффективный бизнес, с другой стороны – это бизнес, работающий на «самообслуживании» – самостоятельно, без постоянного внимания владельца-предпринимателя.
Самое главное
Обычная автомойка с профессиональным персоналом отбирает у автовладельца немало времени: даже на саму процедуру он тратит порядка 40 – 60 минут. К тому же часто надо ждать в очереди. На мойках же самообслуживания работают сами клиенты, а поэтому делают они это быстро и качественно.
Приехавший на грязной машине клиент выбирает комплект услуг из шести-семи предложенных режимов, причем в любом сочетании: нанесение пены, обмыв холодной или горячей водой высокого давления, жидкий воск, ополаскивание дистиллированной водой и т. п. Каждая услуга стоит 10 грн. и время ее предоставления рассчитано строго на обработку одного автомобиля. Стремясь уложиться в лимит без доплаты, автомобилист все делает споро, без задержек, поэтому время ожидания в очереди сведено к минимуму. Если клиент встал «в хвост» у облюбованного поста, к примеру, третьим, ждать больше 15-20 минут ему не придется. Обычно пауза перед заездом на водные процедуры не превышает 7-10 минут.
Для сопутствующих манипуляций – обтирания (кстати, необязательного благодаря жидкому воску и дистиллированной воде), выбивания ковриков, чистки салона и пр. – предусмотрена отдельная площадка. На ней никто никого не торопит и у владельцев есть возможность завершить уход за своей чисто вымытой «ласточкой» по полной программе. Кстати, владельцев, которым нравится ухаживать за своим авто, среди украинских автомобилистов более половины, и именно они считаются основными клиентами в бизнесе моек самообслуживания. Причем далеко не всегда это владельцы бюджетных автомобилей, среди постоянных клиентов обязательно присутствуют и вполне зажиточные соотечественники.
В Западной Европе мойки самообслуживания являются обыденными уже на протяжении четверти века.
Бизнес «на автомате»
С точки зрения бизнеса едва ли не самое интересное то, что такая мойка самообслуживания может работать практически без участия наемных работников. Так, современные комплекты автомоек ICW (кстати, произведенные в Украине компанией Vikos из европейских комплектующих) компьютеризованы и полностью управляются электроникой. Участие людей может сводиться лишь к инкассации денег и периодической заправке оборудования моющими средствами. Оборудование отечественного производителя, помимо полной автономности, предоставляет владельцу возможность удаленного онлайн-контроля за работой объекта. Например, владелец может не только наблюдать видео со своих моек по всей Украине в режиме реального времени на экране смартфона, но и контролировать таким же образом количество денег в кассе каждого поста!
Подобная «неприхотливость» делает автомойки самообслуживания популярным видом вложения денег для тех, кто ищет варианты инвестирования, но у кого нет много времени на управление новым бизнесом. Обычно это люди, занятые в другой сфере деятельности, или отдающие все время иному, крупному основному бизнесу. Содействует такому «дистанционному управлению» и факт отсутствия на мойке персонала, за которым надо присматривать. Наконец, благодаря тому, что всю основную «работу» клиент делает сам, отсутствуют основания для жалоб по линии защиты прав потребителей.
Мойся сам
На каждом посту есть автомат, подобный кофейному, только вместо напитков в нем нужно выбрать ту или иную услугу. В качестве оплаты машина принимает жетоны, которые приобретаются в другом аппарате. Вода и моющие средства подаются через пистолеты-распылители, рядом – устройства для отжима ветоши и салфеток, вывешивания ковриков и т. п. Все устроено таким образом, чтобы водитель мог помыть машину, практически не замочив одежду. Мойка может работать круглосуточно, в том числе и в зимний период, при температуре до –30 градусов, однако в реальности комфортными для клиента остаются условия использования до –10…–15 градусов.
Что почем
Как свидетельствуют исследования, более низкая цена – второй по важности (после экономии времени) фактор, «переманивающий» клиента с классической ручной мойки на мойку самообслуживания. Ведь на мойках самообслуживания много клиентов даже в слякотную погоду, поскольку 20 грн. – в самом деле небольшая цена за право считанные часы поездить на чистой машине. А вот отдать более привычные 40–60 грн. за столь кратковременное удовольствие уже жалко.