Хотя зима еще не радовала нас сильными морозами, многие владельцы машин с дизельными моторами уже задумываются над тем, как не ошибиться с выбором места заправки.
Почему топливо мутнеет
Помутнение дизельного топлива говорит о том, что оно подверглось воздействию низких температур, отчего в нем начали образовываться мельчайшие кристаллики парафинов. Впрочем, этот факт вовсе не означает, что дизель не пригоден к использованию. Он в зависимости от своей морозостойкости может мутнеть даже в том случае, если в его составе находится депрессорно-диспергирующая присадка. Из этого следует вывод, что при отрицательных температурах качественный дизель должен мутнеть.
Как работает присадка
Принцип действия депрессорной присадки заключается не в обеспечении прозрачности топлива, а в исключении «склеивания» молекул парафина, что вызывает засорение фильтра. В ДСТУ 4840:2007 температура помутнения дизтоплива зимних марок не нормируется (нормируется только для арктического). Для получения прозрачности топлива необходима его депарафинизация. Но если «вычистить» парафины, снижается цетановое число топлива, т.е. увеличивается его скорость сгорания. Поэтому дизель начинает работать более жестко, как результат – двигатель быстрее изнашивается.
Что главное для топлива зимой
Главное для зимнего дизтоплива не прозрачность, а хорошая фильтруемость, т.е. способность беспрепятственно прокачиваться через топливопроводы, каналы топливной аппаратуры и, конечно, топливные фильтры. Именно поэтому при выборе дизтоплива важно знать такой показатель, как предельная температура фильтруемости (ПТФ). При ее достижении топливо не просто будет мутным – в нем появятся сгустки парафинов, которые закупорят топливный фильтр.
Какими бывают зимние топлива
Согласно действующим сегодня стандартам, предусмотрено производство и реализация нескольких сортов зимнего топлива, которые отличаются предельной температурой фильтруемости. Так, сорт Е имеет критичную ПТФ минус 15 градусов, а F – минус 20. Зимние топлива разных сортов выпускаются под определенные осенее-зимне-весенние периоды в соответствии с климатическими условиями данного региона. За этим должны четко следить операторы нефтерынка и владельцы АЗК, а для перестраховки и автовладельцы (по документам на АЗК), иначе на заправке с малым оборотом топлива в сильный мороз вам могут залить менее морозостойкий дизель.
Когда «арктика» нежелательна
Арктическое топливо бывает первого и второго классов. У первого ПТФ не выше минус 26°С, а у второго – не выше минус 32°С ( в сети WOG и некоторых других –«арктика» второго класса). Многие для перестраховки увлекаются именно таким горючим, но если углубиться в его свойства, это не очень хорошо. «Арктика» имеет цетановое число 48 (не ниже), поэтому, как говорилось выше, он работает более жестко, чем на обычном зимнем с цетановым числом 51 (не ниже).
Когда прозрачность опасна
Если вы заправляетесь на АЗК зимним, а не арктическим дизельным топливом при температуре ниже минус 10 градусов, а оно абсолютно прозрачно, необходимо лишний раз задуматься: хорошо ли это, а не добавлены ли в ДТ легкие фракции – бензин или керосин? Это для дизельного двигателя очень вредно, кроме того, снижается температура вспышки в закрытом тигле, а это показатель безопасности.
Благодарим начальника управления контроля качества нефтепродуктов компании WOG Владимира Гайкалова за помощь в подготовке материала