«АвтоВАЗ» будет выпускать инвалидные коляски
Такое заявление сделала Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова РФ. По словам Голиковой, старт производства этой продукции – 4 июля. Министр пояснила, что такое решение было принято в рамках программы по снижению напряженности на рынке труда. «Для этого был отобран персонал из числа высвободившихся в ходе реорганизации «АвтоВАЗа» сотрудников», – сообщила она, подчеркнув, что если задуманное в итоге удастся претворить в жизнь, то «это будет серьезным и знаковым проектом». Голикова выразила уверенность, что работники, которые собирали «Жигули», вполне могут справиться со сборкой инвалидных колясок. Для этого 18 человек уже прошли стажировку и обучение в Германии.
До конца этого года планируется собрать 10 тысяч колясок. Далее объем производства будет увеличиваться и в 2014 году предприятие рассчитывает выпустить уже 40 тысяч колясок. При этом предполагается, что немецкая компания на 78% локализует производство на территории России.
Директор «АвтоВАЗа» по внешним связям Игорь Буренков уточнил, что производство инвалидных колясок не будет осуществляться на мощностях для сборки автомобилей: «Речь идет о нашем дочернем предприятии, которое называется «Завод автомобильных компонентов». На нем производятся автокомпоненты для тольяттинского завода, но есть также площади, которые используются для других производств».
С одной стороны, эксперты отмечают, что инициатива «АвтоВАЗа» вполне объяснима: на российском рынке хорошей продукции не хватает, так как большая часть ее поступает из Китая, а ВАЗ сможет конкурировать, «пробив» себе неплохие госконтракты. С другой стороны, российские производители колясок задаются вопросом – почему на концерне, которому регулярно выдают госкредиты, будут собираться зарубежные модели. «Раз размещается такое огромное производство, то должен быть уже решен вопрос сбыта, а на сегодняшний день вся продукция покупается по 94-му закону: кто дешевле предложил, тот и выиграл конкурс», – рассказал замдиректора компании по производству инвалидных колясок «Катаржина» Игорь Гундеров. По его словам, компания вот уже много лет существует на рынке и производит порядка 2 тысяч колясок в год (то есть в 20 раз меньше, чем планирует «АвтоВАЗ»). «Почему у нас, российской фирмы, которая 16 лет занимается этим, не было гарантированного госзаказа, а зарубежная фирма получила такие гарантии», – задается вопросом он.
Стоит отметить, что на сегодняшний день средняя цена простой инвалидной коляски составляет 500 евро. Более продвинутые варианты обойдутся в 2 тысячи евро, а цена электрокресла доходит и до 5 тысяч. Эта сумма сопоставима со стоимостью выпускаемых «АвтоВАЗом» автомобилей. Эксперты опасаются, что качество инвалидных колясок может напоминать по уровню отечественные авто. Вся надежда в данном случае лишь на сотрудничество с немецкой компанией, отмечают они. Впрочем, оценить рынок сбыта данной продукции сейчас довольно сложно, поскольку в этом сегменте есть много места для маневра.