Автосудоходство
Если путь автомобилиста лежит «за море», есть два способа его преодолеть. Первый – объехать водное препятствие, «нам отав» пару тысяч лишних километров. Второй – отправиться в морское путешествие вместе со своим автомобилем.
Если путь автомобилиста лежит «за море», есть два способа его преодолеть. Первый – объехать водное препятствие, «нам отав» пару тысяч лишних километров. Второй – отправиться в морское путешествие вместе со своим автомобилем. |
Пересечь Черное море вместе с машиной можно на обычном судне либо на пароме. Любым из этих плавсредств можно добраться из Одессы до Стамбула. Кроме того, паромы ходят из Ильичевска до Варны (Болгария), Батуми (Грузия) и Деринже (Турция). Схема путешествия по морю несложная: нужно купить билеты, пройти таможенные процедуры, погрузить машину и благополучно выгрузиться в пункте назначения. Стоимость перевозки легкового автомобиля в один конец в среднем составляет $250, пассажирский билет обойдется в $50 – 150.
Билеты
Приехать в порт и сразу же попасть на борт судна автовладельцу не удастся. Все нужно организовать заранее. В частности, в одесском порту работают несколько фирм, занимающихся перевозками автомобилей по морю. Как рассказали нам представители компаний «Укрферри» и «Вивал Марин», билеты (для себя и автомобиля) лучше бронировать по телефону или непосредственно в кассах компаний – в здании Одесского морвокзала. Делать это лучше за неделю-две до отправления. Причем билет можно приобрести в обе стороны. Кстати, из Стамбула в Одессу его купить сложнее, чем из Одессы в Стамбул. При проезде с машиной «туда и обратно» в некоторых случаях компании предоставляют скидки до $50. Чтобы забронировать место на корабле или пароме по телефону, следует сообщить сотруднику фирмы свои паспортные данные, а также данные техпаспорта автомобиля. Эти же документы нужны при «очной» покупке билета. Информацию о пассажирах компании-перевозчики подают в таможенную службу.
Если из Одессы суда ходят регулярно – раз в неделю, то график работы паромов в Ильичевске – «плавающий». Все зависит от степени загрузки судна. Чтобы узнать точную дату отправления того или иного парома из Ильичевска, нужно позвонить дежурному диспетчеру по телефону 34-79-95 (код 80482). Но в любом случае паром в Болгарию отправляется не реже раза в неделю, а в грузинский Батуми и турецкий Деринже (порт возле Стамбула на берегу Мраморного моря) – примерно раз в десять дней.
Таможня и пограничники
В назначенный день, часа за четыре до отплытия, владельцы должны подогнать автомобили на специальную площадку, где машины в присутствии хозяев проходят таможенный досмотр. При этом транспортные средства должны быть пустыми – без личных вещей и багажа владельцев. После досмотра машину можно вывезти на площадку перед пристанью. Сам автовладелец с багажом тоже должен пройти таможенный и пограничный контроль – вместе с остальными, в том числе и «безлошадными», пассажирами корабля. На теплоходе «Глория», следующем из Одессы в Стамбул, помещается около двух десятков автомобилей, паром «Каледония» за один раз может перевезти порядка 45 машин. После того как все таможенные и пограничные рубежи пройдены, автомобили можно грузить на судно.
Погрузка, хранение, выгрузка
На паром машина заезжает своим ходом по широкому трапу с красивым названием аппарель. В трюме парома автомобиль фиксируют с помощью четырех крепежных ремней, каждый из которых выдерживает нагрузку в 2 тонны. По словам представителей компании «Укрферри», благодаря этому за 25 лет эксплуатации паромов ни одна машина ни разу не сдвинулась со своего места. Грузовые авто крепятся к палубе цепями, каждая из которых выдерживает до 8 тонн.
После загрузки машин трюм закрывают. За сохранностью автомобилей постоянно следит дежурный – изображение происходящего в трюме с помощью видеокамеры передается на монитор в рулевой рубке. Кстати, если с машиной что-то случится, убытки должна оплатить страховая компания – цена страховки на время путешествия входит в стоимость билета для автомобиля.
На обычное судно машины грузит судовой кран. Автомобиль крепят за колеса и поднимают в воздух. После «приземления» с него снимают «путы» и снова прикрепляют колеса специальными «башмаками» – на этот раз к палубе. Хозяин может наблюдать за этой процедурой, а после ее окончания спокойно идти в свою каюту – машины, как и на пароме, находятся под охраной экипажа. За погрузку и выгрузку автомобиля на теплоходе «Глория» нужно будет платить отдельно – около $30 за каждую из процедур. По приезде в Стамбул автомобиль и его хозяина ожидает то же, но в обратном порядке – выгрузка, таможенный и пограничный контроль.
Каюты и развлечения
Поскольку путь через моря не такой уж и близкий (см. таблицу), каюту лучше заказать поудобнее. «Бюджетный» вариант за $50 – $60 зачастую представляет собой место в четырехкоечном однокомнатном номере без иллюминатора, ванны и туалета. Зато номер за $100 – $150 – двухместный и с «удобствами». Оплата билетов как для пассажира, так и для автомобиля производится в гривнях, по курсу НБУ на день покупки. На паромах и теплоходе работают бары, рестораны и дискотеки. Некоторые суда оборудованы спортзалом, бассейном, видеосалоном и т. д. В стоимость билета входит трехразовое питание.
Итого
Как оказалось, путешествие по морю на автомобиле – удовольствие не из дешевых. Но каждый может решать сам, стоит ли предпочесть утомительной поездке за рулем вояж по морю. Счастливого пути!
Примерные расходы на транспортировку автомобиля (с учетом портовых сборов) |
|