X

«АвтоПром.UA 2011»: Как спасти автопром?

Отечественные автозаводы сегодня загружены всего на 30%. Как добиться эффективного использования их мощностей и повысить рентабельность продукции? Поднятием пошлин или, наоборот, открытием нашего рынка как для стран ЕС, так и СНГ? Об этом шла речь на 3-й Международной конференции «АвтоПром.UA 2011».

Отечественные автозаводы сегодня загружены всего на 30%. Как добиться эффективного использования их мощностей и повысить рентабельность продукции? Поднятием пошлин или, наоборот, открытием нашего рынка как для стран ЕС, так и СНГ? Об этом шла речь на 3-й Международной конференции «АвтоПром.UA 2011».

Отечественные автозаводы сегодня загружены всего на 30%. Как добиться эффективного использования их мощностей и повысить рентабельность продукции? Поднятием пошлин или, наоборот, открытием нашего рынка как для стран ЕС, так и СНГ? Об этом шла речь на 3-й Международной конференции «АвтоПром.UA 2011».

Президент Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» Михаил Резник обозначил несколько актуальных задач развития отечественной автомобильной промышленности. Это возвращение высокой доли украинской продукции на отечественный авторынок, локализация производства в стране и привлечение инвестиций в отрасль. Сегодня общие мощности автозаводов в Запорожье, Черкассах, Соломоново и Кременчуге составляют около 400 тыс. автомобилей в год, а на протяжении 2010-2011 гг. они загружены лишь на 22–30%. Понятно, что в таких условиях предприятия не могут быть рентабельными, а это сказывается и на стоимости конечной продукции для потребителей. Что надо сделать, чтобы заводы работали в полную силу? Генсек ОICA Ив Ван дер Страатен отметил, что в мировом автопроме сейчас наблюдается несколько глобальных тенденций, которые существуют и на украинском рынке. Так, производство автомобилей в мире после кризиса понемногу растет (по результатам первого полугодия 2011-го – на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), но не во всех странах. Наиболее активно развиваются рынки Азии, Восточной Европы и Южной Америки. А «старожилы» автопромышленности – Северная Америка и Западная Европа понемногу сдают свои позиции. Более того, за последние 10–15 лет центр мирового автомобилестроения уже переместился из США и ЕС в страны Юго-Восточной Азии.
Украина – тоже в числе стран, где выпуск автомобилей растет и есть огромный потенциал рынка, хотя на докризисный уровень она еще не вышла.

Владимир Власюк

Директор компании «Укрпромвнешэкспертиза»

Ив Ван дер Страатен

Генеральный секретарь Международной организации автопроизводителей OICA

Валерий Пятницкий

Уполномоченный по вопросам евроинтеграции

Тариэл Васадзе

Народный депутат Украины, почетный президент «УкрАвто»

Ефим Хазан

Вице-президент ассоциации «УкрАвтопром»

Евгений Перелигин

Руководитель по вопросам евроинтеграции Администрации Президента Украины

 

Михаил Резник

Президент Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром»

Программа есть!

Согласно программе развития украинского автопрома до 2020 года, которую представил директор компании «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк, авторынок страны может составить свыше 1 млн. автомобилей в год, а доля отечественных машин увеличится до 70%. При этом производство в Украине тоже может достигнуть миллиона машин, треть из которых пойдет на экспорт. Для этого есть ряд предпосылок: ненасыщенный рыцнок сбыта, удобное географическое положение, наличие дешевых трудовых ресурсов. Чтобы привлечь инвесторов и стимулировать развитие автопрома, предложен целый ряд мер. Среди них – повышение до 30% ввозной пошлины на готовые автомобили, снижение пошлин и отмена НДС на ввозимое оборудование. Предлагается также не облагать налогом реинвестированную в производство прибыль, начать программу утилизации, компенсации 2% кредитной ставки при оформлении займа на отечественную машину и т. д. Владимир Власюк утверждает, что сумма затрат государства на проведение этих мероприятий будет в 6 раз ниже, чем экономический эффект от их внедрения.

Те же грабли?

Почетный президент корпорации «УкрАвто» Тариэл Васадзе считает, что вступление Украины в ВТО в 2008 году, как раз в самом начале экономического кризиса, было несвоевременным и очень навредило отечественному автопрому. Предприятия не были готовы к снижению пошлин на готовые автомобили, поэтому доля их рынка резко снизилась. Аналогичная ситуация сложилась и сегодня, когда наша страна вступает в зону свободной торговли с ЕС и странами СНГ. Ведь Украина открывает собственный рынок, предварительно не позаботившись об условиях, которые есть в странах ЕС для успешного ведения бизнеса, создания новых рабочих мест и стимулирования экспорта.

Сегодня Минэкономразвития проводит расследование по факту нанесения вреда украинскому автопрому со стороны импорта. Результатом могут стать защитные меры в виде повышения пошлин или квотирования.

Уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий считает, что такие расследования не противоречат принципам ВТО, и если Комиссия по международной торговле докажет наличие вреда для отечественного автопрома, то она может ввести заградительные меры. Однако страны – члены ВТО в ответ могут потребовать соответствующей защиты своих рынков от каких-то иных украинских товаров, и при этом пострадают другие отрасли. Для вхождения нашей страны в зону свободной торговли с ЕС будет предусмотрен переходный период в 15 лет. В течение этого времени ввозная ставка пошлин на автомобили из ЕС постепенно снизится с 10% до 0%, но если доля европейских машин на отечественном рынке превысит 20–25%, то пошлина в 10% может быть возвращена.

И СНГ, и ЕС

Руководитель по вопросам евроинтеграции Администрации Президента Украины Евгений Перелигин сообщил, что во вступлении страны в Таможенный союз СНГ и зону свободной торговли ЕС нет никаких противоречий. Среди 20-ти основных товаров, которые экспортируются нашей страной, только три пересекаются в рамках этих содружеств. То есть одни украинские предприятия нацелены на рынки Европы, а другие – на рынки СНГ. Например, выпускаемые в Украине автомобили в основном поставляются в СНГ. Зона свободной торговли с ЕС откроет им и эти рынки. И если продукция нашего автопрома станет конкурентоспособной, то ее будут поставлять в Европу без пошлин. В то же время нулевая пошлина в страны СНГ и ЕС поспособствует тому, что мировые автоконцерны будут заинтересованы в строительстве автозаводов в стране с недорогой рабочей силой. Например, Словакия и Чехия, которые сегодня занимают лидирующее положение в мире по выпуску машин на душу населения – пример именно такого открытия рынка для стран ЕС.

Вице-президент ассоциации «УкрАвтопром» Ефим Хазан сообщил, что поставлять в Европу украинским заводам пока нечего – их продукция неконкурентоспособна на рынках стран ЕС. Главная причина – устаревшее оборудование и отсутствие налоговой поддержки со стороны государства для того, чтобы это оборудование стало выгодно менять. Ни одна из нескольких программ стимулирования украинского автопрома, действовавших в прошлые годы, не выполнена.

Представители зарубежных и отечественных инвестиционных фондов, присутствовавшие на конференции, заявили, что реальных инвестиций в автомобильную отрасль они пока не сделали, но интерес к ней существует. При этом производители автокомпонентов не требуют никаких преференций для развития своего бизнеса, им не хватает только финансирования для модернизации производственной базы. Еще одна проблема – высокие ставки по кредитованию промышленности и конечных потребителей. Но банкиры, заинтересованные в автомобильной отрасли, все же находят возможности для их снижения.

Таким образом, эксперты предложили несколько вариантов вывода отечественного автопрома из кризиса – от введения заградительных пошлин до полной либерализации внешней торговли.

Подготовил Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка