X

Автомузей: Другого такого нет

25 ноября в Запорожье открылся музей автомотостарины. В выстроенном специально для него здании демонстрируется более 60 единиц техники – легковых и грузовых автомобилей, а также мотоциклов.

25 ноября в Запорожье открылся музей автомотостарины. В выстроенном специально для него здании демонстрируется более 60 единиц техники – легковых и грузовых автомобилей, а также мотоциклов.

25 ноября в Запорожье открылся музей автомотостарины. В выстроенном специально для него здании демонстрируется более 60 единиц техники – легковых и грузовых автомобилей, а также мотоциклов.

Музей, что на улице Выборгской, 8, возник не на пустом месте, а на основе обширной коллекции популярного местного автомотоклуба «Фаэтон». Экспозиция охватывает период с конца 20-х до конца 60-х гг. прошлого столетия. Здесь можно увидеть мотоцикл 1929 г. в., самый старый грузовик, сохранившийся на сегодняшний день в Украине, – полуторку ГАЗ-АА, сошедшую с конвейера Горьковского автозавода в далеком 1935-м.

Широко представлена техника 40-х, фронтовые труженики, помогавшие ковать Победу, – трехтонки ЗИС-5 и ЗИС-5В, бронеавтомобиль БА-67Б на базе «бобика» ГАЗ-67Б, легендарная «Катюша» – реактивная система залпового огня на шасси ЗИС-6 (6х4) и др. Посетители смогут увидеть и армейские машины, поставлявшиеся к нам во время Великой Отечественной войны по ленд-лизу: Willys MB, Dodge WC51, GMC CCKW-353.

Хорошая коллекция авто 50–60 гг.: грузовики ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164 и целая гамма пассажирских – от инвалидной мотоколяски С-3А до эффектного «американца» Chevrolet Delray. Есть в музее и «Москвичи», «Победы», «Волги», культовый Volkswagen по прозвищу «Жук» – самый массовый автомобиль в мире, выпущенный в количестве свыше 20 млн. штук.

Украинский автопром репрезентует редкие версии «горбатого» «Запорожца» – экспортный ЗАЗ-965 АЭ «Ялта» и луцкую «Волынянку» – ЛуАЗ-969 В (4х2), модели Киевского мотоциклетного завода, в том числе его первенца – К-1Б «Киевлянин» (1947 г.).

Органически вписываются в экспозицию и атрибуты, без которых не обходится ни один уважающий себя автомузей. Это солидная коллекция масштабных моделек-копий, интересная подборка детских автомобилей прошлых лет, рекламные плакаты и т. д.

Дети и взрослые могут увидеть всю эту красоту с 10 до 16 ч. ежедневно, желательно по предварительным заявкам. Стоимость билетов – 10 и 20 грн. соответственно. Для участников боевых действий, ветеранов войны и труда вход бесплатный.

Представленные в экспозиции авто – лишь часть коллекции музея. В запасниках ждут своей очереди на реставрацию еще несколько десятков машин. Поиски автомобилей-раритетов продолжаются, и музей постоянно расширяется. Так что у него есть будущее.

Эффектный «американц» Chevrolet Delray

Opel Super 6, модель 1937 г., был буквально
возрожден из пепла усилиями энтузиастов
(6 цил., 2,5 л, 55 л. с., 115 км/ч).

На переднем плане – раритетный микроавтомобиль ЗАЗ-965 АЭ «Ялта». Это экспортная версия «горбатого» «Запорожца» (4 цил., 867 см куб., 30 л. с., 90 км/ч). Отличается увеличенной на 3 л. с. мощностью и некоторыми элементами экстерьера и интерьера.

Легендарная «Катюша» – боевая машина БМ-13, выпускала 16 ракет калибра 132 мм на расстояние до 7,9 км. Шасси ЗИС-6 (1941 г.) (6 цил., 5,55 л, 73 л. с., 55 км/ч).

В реставрационной мастерской музея – редкая у нас ленд-лизовская амфибия Ford GPA (1942 г.) (4 цил., 2,2 л, 54 л. с., 80 км/ч, на плаву – 8 км/ч).

Первый в СССР переднеприводный автомобиль (4х2) ЛуАЗ-969 В (1967 г.) – предтеча полноприводных «Волынянок»
(4 цил., 867 см куб., 30 л. с., 75 км/ч).

Представители двух поколений инвалидных
колясок из Серпухова: С3А (1958 г.) и С3Д (1970 г.) (1 цил., 350 см куб., 8 и 12 л. с., 40 и 55 км/ч). Рядом – известный Volkswagen T2 (1972 г.).

Торжественно открыл автомобильный музей мэр города Александр Син (в центре), перерезав традиционную ленточку.

 

Дмитрий Позняк Основатель музея

Открытие музея авто­мотостарины – событие не только регионального, но и всеукраинского значения. Другого такого в нашей стране нет. Символично, что он появился именно в Запорожье – городе, который по праву можно считать столицей отечественного автомобилестроения. Ведь именно здесь впервые в Украине в 1960 году развернулось массовое производство легковых машин – полюбившихся народу «Запорожцев».

Леонид Гоголев
Фото автора