X

Aveo поселился в Европе

Начало производства Chevrolet Aveo на польском заводе FSO

Начало производства Chevrolet Aveo на польском заводе FSO

Украинцы открыли американцам Европу. Благодаря отечественной корпорации «УкрАвто» крупнейший мировой автопроизводитель General Motors получил производственные мощности для одной из моделей Chevrolet в Старом Свете.

Событие, произошедшее 6 ноября в Варшаве, можно назвать одним из самых важных для мирового автопрома в текущем году. Ведь оно стало знаковым для нескольких мировых производителей. Американский концерн General Motors сделал серьезный шаг для укрепления своей марки Chevrolet в Европе, где он ранее производил только Opel (в Англии – Vauxhall) и Saab. Но автомобили корейского подразделения GM-Daewoo под маркой Chevrolet становятся все более популярными. По результатам 2007 года спрос на них в Старом Свете вырос на 32% по сравнению с предыдущим. «Aveo уже является бестселлером в Европе – в этом году зарегистрировано более 79 тыс. авто, – сказал Вайне Бреннон, исполнительный директор Chevrolet Europe. – Следуя своему принципу делать машины там, где они продаются, мы решили начать производство Aveo в Евросоюзе». Впрочем, строить новый завод американцы не решились. Зато кстати пришлось предложение украинского партнера – корпорации «УкрАвто» – наладить производство современной модели на польском заводе FSO. До этого момента там производились «Ланосы» для украинского и российского рынка, и мощности FSO в 220 тысяч машин в год были незагружены. Реализация этих планов началась около года назад. Были модернизированы цеха сварки и сборки, польские специалисты прошли курс обучения в Корее. До конца октября создана опытная партия Aveo. А 6 ноября 2007 года с конвейера FSO сошел первый «польский» Chevrolet Aveo.

На сварке кузовов задействовано 30 роботов, хотя большинство сварочных операций выполняется вручную.
На кузов крепят крышку багажника, капот, двери и «подгоняют» зазоры.
Сборка Aveo проходит на параллельном конвейере с Lanos.
Cпециалисты FSO уже готовят производство трех- и пятидверного хэтчбека Aveo на образцах каркасов кузовов.

Aveo «варят» роботы

Согласно предварительным договоренностям, 60% доли СП будет принадлежать корпорации «УкрАвто» как нынешнему владельцу FSO, а 40% – корейскому подразделению General Motor – GM-DAT. Последний внесет свою долю денежными средствами, лицензией на производство, комплектующими и технологиями.

«Польский» Aveo будет поставляться как в страны СНГ, так и в Западную Европу.

Для производства Aveo в Варшаве модернизировали цеха сварки и сборки автомобилей. В настоящий момент сборка происходит мелкоузловым методом (сварка, покраска, сборка) из кузовных деталей, привезенных из Кореи. Но уже сейчас на FSO отправлены пресс-формы основных кузовных панелей Aveo, и с апреля 2008 года модель будет собираться по полному циклу, включая изготовление некоторых частей кузова. Уровень автоматизации сварки кузовов Aveo на заводе FSO выше, чем Daewoo Lanos, – если для сварки последнего задействованы 10 роботов, то для Chevrolet – 30. Но большинство операций выполняют люди, ведь количество операций по сварке Aveo больше. Со временем польское предприятие локализует производство комплектующих. Их начнут выпускать подразделения и смежники FSO, которые сегодня делают детали для «Ланосов». Седаны Aveo, которые собираются в Варшаве, более востребованы в Украине и других странах Восточной Европы. Поэтому до апреля 2008 года все польские Aveo будут поставляться в нашу страну. Со второго квартала будущего года здесь планируют выпускать трех- и пятидверные хэтчбеки, которые найдут своих покупателей в странах Евросоюза. Через два года Aveo заменит абсолютно новая модель с заводским индексом Т-300. Уже на начальном этапе запуска производства работу получат более 1000 человек.

100 тысяч для Европы

В 2008 году на FSO планируют произвести по 70 тысяч Chevrolet Aveo и Daewoo Lanos, и еще 70 тысяч машинокомплектов для их производства в Украине и России. А в 2009-м на заводе намерены собирать не менее 100 тысяч Aveo ежегодно только для Европы. Спустя несколько лет завод выйдет на проектную мощность – 220 тысяч машин в год.

Автограф на первом польском Chevrolet Aveo поставили вице-президент General Motors Ник Райли (слева) вместе с почетным президентом «УкрАвто» Тариэлом Васадзе

Блиц-интервью

Тариэл Васадзе: «Мы будем выпускать миллион автомобилей в год».

?«Автоцентр»: Тариэл Шакрович, производство Aveo в Польше рассчитано на европейский или украинский рынок?

Тариэл Васадзе: До апреля 2008 года все машины будут поставляться в Украину. После этого наши партнеры из General Motors рассчитывают продавать в Европе около 100 тысяч Aveo в год. Все, что будем производить свыше этой цифры, можем поставлять в Украину и Россию.

Мы заказали итальянским дизайнерам проект модернизации «Ланоса».

?«АЦ»: Повлияет ли налаживание производства Aveo в Польше на стоимость автомобилей в Украине? Будут ли теперь поставлять к нам машинокомплекты Aveo из Китая?

Т. В.: Уровень и разницу в ценах на различные модификации автомобилей Chevrolet в Украине устанавливает концерн GM. Позиции марки в нашей стране сильны, поэтому не думаю, что произойдет их снижение. Бесспорно, все большую долю в себестоимости автомобилей сегодня занимает логистика. Например, стоимость перевозки подобного автомобиля из Китая в Украину составляет 10–12% его цены. Поэтому возможен пересмотр поставок.

?«АЦ»: На польском заводе продолжат выпускать «Ланос» для Украины?

Т. В.: Наиболее выгодно выпускать на заводе одну модель, но в больших количествах. Поэтому мы планируем в Польше выпускать только Aveo, причем в различных модификациях. Предположительно через год производство Lanos полностью перенесем из Варшавы в Запорожье и на наш российский завод в Нижнем Новгороде. Все штампы кузовных панелей «Ланоса» передадим из FSO на «ЗАЗ». Кроме того, мы уже заказали итальянским дизайнерам проект модернизации «Ланоса» и через год начнем его выпуск.

?«АЦ»: А какова судьба запорожских моделей ЗАЗ?

Т. В.: Автомобиль «Таврия» снят с производства, на очереди «Таврия-Пикап» и «Славута». Они уступят место более современным моделям, в том числе «Ланос-Пикап» и модернизированному «Ланосу». Но марки ЗАЗ и FSO останутся: согласно нашим договоренностям с General Motors, модернизированные модели Lanos и Aveo мы можем выпускать для своего рынка под нашими брендами.

?«АЦ»: Создание СП с GM предполагает производство двигателей? Какими моторами будут оснащаться эти машины?

Т. В.: На этом этапе – не предполагает. У наших американских партнеров есть мощности по выпуску современных силовых агрегатов, которые подойдут для Aveo. На украинский рынок эта модель будет поставляться с моторами 1,5 л, а также, возможно, 1,4 и 1,6 л. Мы по-прежнему ищем возможность создания современных двигателей для «Ланосов» и Chevrolet в Украине, ведем переговоры по закупке оборудования. Для Европы на Aveo устанавливают двигатели 1,2 и 1,4 л, которые соответствуют новым европейским нормам токсичности Евро 5.

?«АЦ»: Каковы ближайшие планы корпорации?

Т. В.: К 2012 году планируем довести общие объемы производства машин на наших заводах в Польше, Украине и России до миллиона авто в год (сегодня – около 330 тысяч на двух заводах). И это не мечта – предлагаю через четыре года проверить мое заявление.

Подарок на юбилей

Польскому автозаводу FSO в день выхода с конвейера первого Chevrolet Aveo исполнилось 56 лет. Именно в этот день, 6 ноября 1951 года, начали делать модель Warszawa (седан на базе М-20 «Победа»). Еще раньше, в 1928 году, в другом районе Варшавы выпускались 4-дверные автомобили… Chevrolet с такими звучными названиями, как Master Sedan, Master De Luxe, Master Touring Sedan и Imperial Limousine.

Сергей Матусяк
Фото автора