Эта часть акции «АИС – детям» запомнилась особенно – в такую глубинку мы еще не забирались. Прежде на пути нашей колонны не встречалось столько пустынных трасс, провинциальных «шоссеек», сел в окружении живописных пейзажей.
Эта часть акции «АИС – детям» запомнилась особенно – в такую глубинку мы еще не забирались. Прежде на пути нашей колонны не встречалось столько пустынных трасс, провинциальных «шоссеек», сел в окружении живописных пейзажей.
Эта часть акции «АИС – детям» запомнилась особенно – в такую глубинку мы еще не забирались. Прежде на пути нашей колонны не встречалось столько пустынных трасс, провинциальных «шоссеек», сел в окружении живописных пейзажей.
Даже два наших верных помощника – GPS-навигатора, подстраховывая друг друга, не всегда могли указать путь к искомому интернату. И все же в конце каждого маршрута мы непременно находили тех, кого искали, – детей. Мальчишек и девчонок, лишенных семей, отчего дома, которым зачастую вообще незнакомо понятие домашнего тепла…
| |
Разномастная по типажу и модельному ряду колонна неизменно успешно справлялась с трудностями провинциальных дорог. | |
Должны отметить, что, к счастью, даже здесь, в самых отдаленных детских учреждениях, мы никогда не видели удручающих картин разрушения и запустения. Все дети очень подвижны, общительны. Они накормлены, одеты, обуты, ходят в школу или на занятия с педагогами-логопедами, живут в теплых уютных комнатах. Но… Как и в двух десятках украинских детдомов и интернатов, посещенных нами ранее, здесь среди играющих, смеющихся, жизнерадостных детишек мы встречали хотя бы одного-единственного грустного ребенка. Может быть, эти дети видели в нас своих отцов – чистых, приветливых, благополучных, а возможно, в глазах обездоленных мальчишек и девчонок мы были представителями другой жизни – целого мира, недоступного для них. Того мира, где мамой зовут маму, а не директора интерната, где ребенок может самостоятельно ходить в кино, в магазин, покупать себе игрушки, слушать плеер и выпрашивать ту или иную обновку по случаю своего дня рождения или праздника… Эти полные тоски детские глаза каждый раз надолго выводили нас, сильных мужчин, из равновесия.
В третью экспедицию отправилось семь автомобилей, груженых товарами, закупленными по согласованию с руководителями интернатов. Мы проехали почти 2000 км, посетили восемь детских учреждений, развезли подарков на «рекордных» 300 тыс. грн.
Городня
Деревянные дома с резными наличниками, гнезда аистов на каждом столбе. До границы с Беларусью – 40 км, мы на севере Черниговщины. Упершись капотом командорского SsangYong Korandо в изображение Белоснежки и гномов, колонна паркуется среди сосен и берез. В интернате – 134 ребенка, это сироты или дети, чьи родители лишены родительских прав. В этом году здесь 30 выпускников. Они мечтают стать педагогами, строителями, банкирами, хотят учиться «на лесника, ветеринара, фотографа». Пацаны разгружают велосипеды, канцтовары, компьютеры и прочее, а нам показывают комнаты семейных групп. Братики и сестрички селятся в одном блоке комнат со своей кухней, ванной, санузлом, игровой комнатой и пр. Идея хорошая, но слишком дорогая для Украины…
Ивановка
В селе Ивановка – Правдинская школа-интернат. Тут живут юные граждане с задержкой психического развития. Это поддается лечению, и педагоги стараются не упустить ни единого шанса. Они учат детей танцевать, петь, шить. И мы видели здесь жизнерадостных ребятишек, занятых любимым делом. И это при том, что многие детки – выходцы из трудных семей, подобных такой: отец неизвестен, мама в бегах, старший сын в тюрьме, один мальчишка в приемной семье, трое его сестер-братьев воспитываются в Ивановке. Здесь разгрузилось сразу два наших автомобиля: мы привезли мебель и классные доски.
Ульяновка
До Ульяновки в Сумской области мы доехали только на второй день. Распугав стаю гусей, разворачиваемся на зеленом лугу на фоне снежно-белого здания. В специальной школе-интернате обитают дети, имеющие проблемы со здоровьем как в физическом, так и в психическом плане. Упор здесь – на трудовые навыки. На 5-ти гектарах чистенькой территории – теплицы и восемь мастерских: швейные, штукатурные, малярные, слесарные, столярные. А еще есть 43 кружка, где дети учатся работать руками. Зная об этом, мы, помимо спортивных костюмов, компьютеров, велосипедов и прочих предметов, привезли семена для теплиц, утюг, нитки, соковыжималку, лопаты, посуду.
| |
Материнского тепла не хватает: девочка обнимает своего директора. Мальчишки рады кроссовкам – будет футбол! |
Зеньков
Здесь находится приют для юных граждан с ограниченными возможностями. Никто из них не обходится без лекарств, больше половины не могут обслужить себя сами, хотя некоторым давно исполнилось 18 лет. Администрация не спешит отпускать некоторых своих старших питомцев во взрослый «интернат» – в новый и чужой для них мир. Ведь здесь – их дом с малых лет, их мама – воспитатель группы, папа – директор дома-интерната. Тут их учат читать, разбираться в компьютере, играть в футбол и выступать в художественной самодеятельности. Есть реабилитационный центр: ванны для гидромассажа, кабинеты ЛФК и физпроцедур, фитобар, массажист, реабилитолог… Парни любят футбол, ходят в часовню, где служит батюшка из соседнего храма. Сладости, одежда, три компьютера – наши подарки в обмен на теплые слова и искренние улыбки.
| |
Во многих интернатах нам рассказывали, что воспитанники любят не только компьютерный класс, но и библиотеку. |
Гребениковка
В Тростянецком районе мы опять испытали наши подвески на прочность, окунули колеса (а кое-кто и бамперы) в грязь и снова наткнулись на гусей, но уже более упитанных и менее пугливых. Однако на территории Гребениковской школы-интерната видим идиллию. Учреждение специальное, для детишек с умственными и физическими недостатками. Ребята сами рассказывают (для них это тоже учеба), чему их тут учат. А именно: выращивать картофель, шить обувь, ухаживать за старенькими односельчанами. В специальном кабинете младшие дети и подростки учатся элементарным для других вещам – готовить еду, варить кофе, накрывать на стол. Выгружаем холодильник, лампочки, лопаты, грабли, секаторы, нитки, вазоны и две паллеты краски для ремонта помещений.
Градижск
Просто образцовое учреждение мы нашли в поселке Градижск, вблизи автотрассы Кременчуг – Борисполь. По современным технологиям отделанные здания, хорошо оснащенные классные комнаты, теплые переходы между корпусами. Невольно напрашивается вывод: чем ближе к цивилизации, тем больше у детского учреждения шансов найти богатых спонсоров. Ведь из государственной казны все интернаты снабжаются одинаково. Например, на питание одного ребенка выделяется 39 грн. в день. Эта школа-интернат – для детей с задержками развития. Однако если относишься к ним с любовью и пониманием, живешь их интересами и заботами, смотришь на мир их глазами, то не видишь и самых заметных недостатков. Директор считает, что «ее» мальчишки и девчонки ничуть не хуже тех, которые учатся в местной общеобразовательной школе. Здесь мы разгружаем нашу последнюю «лошадку» – цельнометаллическую «Газель» и освобождаем багажник редакционного Korando от множества игрушек.
Яблунивка
Яблунивку, что на Черниговщине, мы начали искать уже в темноте. Долго ехали по хорошему шоссе, а потом свернули на узкую дорогу с остатками асфальта. После сорокаминутной тряски по колдобинам из «Валдая» посыпались наши подарки – в железном кузове не выдержали нагрузки картонные ящики. У ворот школы-интерната нас ждут. Попетляв среди старых строений (как оказалось – образца 1812 –1912 гг.), мы подъезжаем к складу. На балансе нынешнего интерната, кроме старых и новых корпусов, – пахотная земля, трактор, прачечная, две котельные. Но директор говорит о спортивных успехах своих воспитанников. Без пяти минут футбольные чемпионы среди всех школ района, мальчишки, однако, «сжигают» кроссовки буквально за неделю. Девочки стараются не отставать – есть и женская футбольная команда, но к имуществу они относятся бережно. Разгружаем спортивную одежду, физкультурные маты, комплекты шведских стенок, компьютеры с мониторами Samsung, цветной принтер, тетрадки, карандаши, авторучки.
Андреевка
Новосанжарский район на Полтавщине. Так далеко мы еще не забирались. Долго ехали по узеньким шоссейкам мимо нефтяных вышек, газовых скважин и горящих газовых факелов, по земляной дамбе и вдоль лубочной красоты водоемов. Переполошили местных граждан, ни разу не видевших сразу столько чисто вымытых иномарок. Но в специальной школе-интернате – оазис порядка: асфальт, газоны, белые бордюры. Детвора предложила сыграть в футбол, и некоторые из нас опрометчиво согласились… Остальным показывали музей украинского быта и фотогалерею, где запечатлены шефы интерната – сотрудники обласного ГАИ. Тем временем сладости из нашего фургона вместе с компьютерами, канцтоварами и великами перекочевали в руки радостных детишек.
Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка