X

9 Мая в Севастополе: Победа одна на всех

День Победы – всенародный праздник для жителей бывшего Советского Союза. С особым трепетом он отмечается в Севастополе, вся история которого овеяна героической славой моряков и защитников города-героя.

День Победы – всенародный праздник для жителей бывшего Советского Союза. С особым трепетом он отмечается в Севастополе, вся история которого овеяна героической славой моряков и защитников города-героя.

День Победы – всенародный праздник для жителей бывшего Советского Союза. С особым трепетом он отмечается в Севастополе, вся история которого овеяна героической славой моряков и защитников города-героя.

Когда возник вопрос, где отпраздновать День Победы, мы решили отправиться в Севастополь. Этот город, основанный в 1783 году, во многих отношениях уникален. Его история насчитывает всего 230 лет, но за это время он многократно подвергался нападениям со стороны Турции, Англии, Франции, Германии и других стран. Один из самых трагических эпизодов в истории города связан с событиями Второй мировой войны.

Памятник героям Черноморской эскадры на Приморском бульваре.

Обелиск на мысе Хрустальном открыт в честь присвоения Севастополю звания «Город-герой».

Один из символов города – памятник затопленным кораблям – построен в 1905 году к 50-летию первой обороны Севастополя.

На параде Победы – участники знаменитого штурма Берлина.

ГАЗ-67Б немало повидал на своем веку, но и сегодня он в боевом строю.

Еще одна «звезда» ретропарада – санитарный автобус ГАЗ-55 на шасси «полуторки».

Воссозданный заново автобус ЗиС-8 стал одним из украшений ретропарада.

Легендарные «Захары» – ЗиС-5 – на своих «плечах» вынесли все тяготы войны.

Город-герой

Уже 22 июня 1941 года Севастополь впервые подвергся бомбардировке немецкой авиацией, целью которой было минировать с воздуха бухты и блокировать Черноморский флот. После вторжения немецкой армии в Крым началась восьмимесячная оборона города, продолжавшаяся с октября 1941-го по июль 1942 года. Гарнизон Севастополя, а также войска, передислоцированные из Одессы, сражались с превосходящими силами противника. Но, к сожалению, 9 июля 1942 года город сдали. Оккупация Севастополя продолжалась до 7 мая 1944-го, когда войска 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Федора Ивановича Толбухина начали штурм немецких оборонительных укреплений на Сапун-горе. В результате ожесточенных боев 9 мая советские войска освободили город, а еще спустя несколько дней от немцев был очищен мыс Херсонес. За героические действия в годы Второй мировой войны 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Севастополю было присвоено звание «Город-герой». В честь этого события 3 ноября 1977-го на мысе Хрустальный открыли обелиск.

В послевоенные годы город был построен практически заново. Сегодняшний Севастополь – крупнейший незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический и культурно-исторический центр. Кроме того, это один из наибольших туристических центров Украины. В Севастополе расположены военно-морские базы Черноморского флота Российской Федерации и ВМС Украины.

Под номером 808 – сторожевой корабль «Пытливый», а «Донузлав» – океанографическое исследовательское судно.

Увлекательную морскую экскурсию можно совершить на роскошном трехмачтовом судне в стиле ретро…

Помимо надводных кораблей, в бухте Севастополя можно обнаружить и подводные лодки, например, Б-871 «Алроса».

Парад Победы

С самого утра многие жители Севастополя и гости этого славного города устремились к памятнику Нахимову и начали заполнять тротуары вдоль центральных улиц. Здесь спустя несколько часов начнется традиционное шествие ветеранов войны, а также торжественный парад войск украинской и российской армий. Парад Победителей начался в 10 часов утра с приветствия командующими Военно-морских сил Украины и Черноморского флота Российской Федерации, вице-адмиралами Юрием Ильиным и Александром Федотенковым войск севастопольского гарнизона. После этого по главной улице города торжественно прошествовали колонны ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, воинов-интернационалистов, жителей блокадного Ленинграда и осажденного Севастополя, детей войны и узников фашистских концлагерей. Под звуки маршей военных оркестров впервые по улицам Севастополя прошла колонна военной техники: бронетранспортеры БТР-80, реактивные системы залпового огня «Град», гаубицы «Гиацинт», зенитно-ракетные комплексы «Оса». Кроме того, в параде приняли участие с любовью восстановленные ретроавтомобили времен войны, в том числе внедорожники ГАЗ-67Б и Willys, грузовики ЗиС-5 и Урал ЗиС-5, автобусы ГАЗ-55 и ЗиС-8.

Всего в параде участвовали около 90 тысяч севастопольцев и гостей города, из них 5 тысяч прошли в праздничных колоннах. Торжественным маршем на главном проспекте Севастополя в совместном строю чеканили шаг 1500 военнослужащих Военно-морских сил Украины и Черноморского флота Российской Федерации. После окончания парада в Комсомольском парке ветеранов войны ждали полевые кухни и развлекательная программа с участием музыкальных коллективов. А вечером над бухтами славного города расцвели фейерверки праздничного салюта.

Панда в степях Украины

Для поездки в Севастополь мы взяли компактный хэтчбек Fiat Panda. Эта юркая и маневренная машинка совсем недавно появилась у отечест­венных дилеров марки Fiat. Но в Западной Европе и у себя на родине автомобиль уже успел завоевать популярность. Под капотом огненно-красной Panda расположен 1,2-литровый 69-сильный бензиновый мотор, работающий в паре с 5-ступенчатой МКП. Скромного багажника (225 л) оказалось достаточно, чтобы упаковать телевизионное оборудование коллег из Первого автомобильного, а также личные вещи трех членов экипажа. Нам предстояло преодолеть почти 2000 км из Киева в Севастополь и обратно. Поначалу я опасался, что для итальянского «медвежонка» эта задача окажется непростой. Но уже с первых километров понял, что напрасно. Некоторая вялость мотора на низких оборотах с лихвой компенсировалась низким уровнем шума и скромным «аппетитом» – за четыре дня активного драйва бортовой компьютер зафиксировал средний расход А-95 на уровне 5,4 л/100 км, а средняя скорость составила 87 км/ч. Порадовала подвеска машины. Panda бесстрашно преодолевала все препятствия. Особо хочется отметить обилие различных полочек, отделений и емкостей для мелочевки. Так, в глубокий перчаточный ящик помещается массивная папка формата А4, а в открытую нишу перед передним пассажиром – не только профессиональный фотоаппарат, но и другие предметы: сигареты, очки, портмоне и т. д. К услугам водителя и пассажиров – подстаканники удобной формы, надежно фиксирующие емкости при движении.

Трехмерная связь

Мобильная связь появилась в Украине всего 20 лет назад, а сегодня наша жизнь практически невозможна без мобильного телефона, SMS-сообщений и Интернета. Так что прежде чем отправляться в дальнюю дорогу, мы поинтересовались новыми услугами у оператора, в сети которого и был совершен первый в стране звонок по мобильному – MTC. Оказалось, что абонентов интересует уже не только голосовая связь, но и мобильный Интернет: сказывается все большее количество продвинутых смартфонов в сети этого оператора. Поэтому МТС объединила три самые популярные услуги в одном тарифе: «Супер МТС 3D Ноль». Он дает возможность пользоваться по доступной цене звонками, SMS и мобильным Интернетом. При этом вы расходуете средства только в том случае, если действительно пользуетесь этими услугами. Как это работает, мы проверили в дальней дороге. Четыре дня путешествия из Киева в Севастополь и назад мы были на связи с нашими друзьями и коллегами, получали из Интернета необходимую нам информацию быстро и за минимальную плату. Например, звонки и SMS обходились в символическую плату – 35 коп. в день, а пользование Интернетом – всего в 1 грн. в день, и эти деньги снимались только за дни, когда мы, собственно, пользовались указанными услугами. Остается удивляться, как еще каких-то два десятилетия назад без этого можно было обходиться…

Полный бак!

Качество топлива на украинских заправках не всегда соответствует заявленному стандарту, поэтому, отправляясь в путь, мы решили не рисковать и заправиться на проверенной АЗС сети «Лукойл». АЗС, на которую мы заехали, – одна из 30-ти, уже подвергшихся «капитальному ремонту». Здесь заменено все технологическое оборудование (резервуарный парк, трубопровод, переустановлены колонки и др.), перестроено здание АЗС, переоборудован магазин. Теперь пока машина стоит на парковке, можно взбодриться свежесваренным кофе и, сидя за столиком, «заправиться» вкусным хот-догом. Что мы и сделали. Первые километры показали, что с выбором заправки мы не ошиблись – моторчик позитивно отреагировал на фирменное евротопливо ЭКТО-95. Поэтому на протяжении всего нашего пробега мы заправлялись исключительно на «Лукойле».

Сергей Иванов
Фото автора