11 марта 1941 года Конгрессом США был утвержден «Акт о займе и аренде», который предусматривал поставки союзникам военной техники и различного оборудование, в том числе армейских автомобилей на условиях ленд-лиза
В этот день ровно 80 лет назад правительство США приняло решение о временном предоставлении странам, находящемся в состоянии войны с фашисткой Германией и ее союзницей Японией, различного вооружения, оснащения и техники, включая автомобили.
Уже весной 1941 года американские военные автомобили начали поступать в Великобританию, а также Грецию. В дальнейшем их отправляли еще в целый ряд стран, в том числе Австралию, Новую Зеландию, Бразилию и Китай. Всего объем поставок по ленд-лизу из США составил примерно 800 тыс. автомобилей. Причем больше одной трети приходилось на долю Великобритании и свыше половины – на долю СССР.
Нужно сказать, что в советских источниках – по вполне понятным причинам – количество автомобилей, поставленных по ленд-лизу преуменьшалось. Наиболее достоверными сведениями можно считать официальные данные Госдепартамента США. Согласно им, в СССР было отправлено, за период с 22 июня 1941 года по 20 сентября 1945 года, 439 тыс. 367 автомобилей. А к местам назначения прибыло лишь 411 тыс. 819 ед. Главной причиной потерь в пути были атаки немецких лодок на суда, доставлявшие эту технику.
Договор о поставках автомобилей по ленд-лизу в СССР был подписан еще в сентябре 1941 года. Но американцы особо не спешили, внимательно следя за обстановкой на советско-германском фронте. И только в ноябре-декабре в страну начали поступать первые машины, пока еще немногочисленные. Ввоз автотехники резко возрос начиная с января 1942 года и продолжался до сентября 1945 года. К концу войны ленд-лизовская техника составляла до 40% автопарка Красной армии.
Часть американских машин поступало к нам Северным морским путем – в Мурманск и Архангельск. Другую часть завозили из США морем в советские дальневосточные порты. Попозже машинокомплекты американских автомобилей доставляли в Иран и Ирак, где специально были устроены четыре временных автосборочных завода. А уже оттуда автомобили своим ходом отправлялись в южные районы СССР. Дабы не гнать порожняком, их загружали под завязку различными военными материалами и продуктами. Интересно, что каждую колонну машин обычно сопровождал автокран на случай дорожной аварии.
По некоторым данным, почти две трети американских автомобилей поставлялось к нам в виде машинокомпектов. Сборку их производили в Москве – на заводах «ЗИС» и «КИМ», на Горьковском автозаводе и Ульяновском автосборочном. В небольших количествах сборку осуществляли и на различных военных авторемонтных предприятиях.
А после освобождения Белоруссии сборка производилась на территории бывших немецких авторемонтных мастерских, где впоследствии вырос Минский автозавод. Нужно сказать, что в ряде случаев дело не ограничивалось просто сборкой. Так, на заводе «ЗИС» снабжали кузовами, бензобаками, шинами и другими деталями отечественного производства.
Согласно договору о ленд-лизе автомобили поставлялись союзникам в долгосрочную аренду, а после окончания ее срока их следовало вернуть или же выплатить их стоимость, разумеется, с учетом износа. Однако советская сторона возвращать машины не спешила. Многие из них списали как якобы безвозвратные военные потери. Но какую-то часть все же пришлось отдать.
Очевидцы вспоминали как в одесском порту эти машины погружали на специально оборудованную американскую баржу, где их превращали в металлолом. Потрепанная техника американцам была особо не нужна, а вот металла у них после войны не хватало.