Сравниваем цены на проезд по платным дорогам некоторых стран Европы.
Попроси любого украинца назвать самые главные проблемы нашего государства, и в первую десятку точно попадет отвратительное качество дорог. Мы завидуем Европе, восхищаясь ее отличными магистралями. Но, мало знаем, какими способами достигается эта идеальность, во сколько она обходится, и кто за это отвечает и платит.
В этой статье мы разберемся, сколько стоит проезд по платным дорогам в Европе, и кто отвечает за их обслуживание.
Узнать данные расценки любопытно хотя бы для того, чтобы суметь ответить самому себе на вопрос, а готов ли я платить подобные тарифы, если бы в Украине хотя бы часть дорог стала очень качественной, но платной?
Итак, в Евросоюзе существует принцип, что плата за проезд по дороге покрывает не только вложения в ее строительство, но и последующее обслуживание. Эта самая плата, часто осуществляется посредством приема денег через автоматы. Такие платные автоматы обычно принадлежат и эксплуатируются частными компаниями.
А вот сами автомобильные дороги в Европе чаще всего строятся и управляются смешанно – государством и частным бизнесом. В результате, и те, и другие могут участвовать и в строительстве дорог, и во взимании платы за проезд по ним.
Управление дорогами – государство или частное предприятие?
Возьмем для примера несколько стран.
В Австрии большинство дорог находится в ведении государства, и ими занимается госкомпания под названием Asfinag. Чтобы ездить по платным дорогам Австрии, нужно покупать специальную виньетку, действие которой ограничено по времени. То есть, Австрия не отдает дороги в управление частным компаниям.
Во Франции автострады также, в основном, принадлежат государству, но управляются частными компаниями-концессионерами, которым дано такое право сроком на 25 лет. Крупнейшими французскими компаниями-концессионерами дорог являются строительная группа «Vinci», австралийско-французский консорциум «Eiffage-Macquerie» и испанский «Albertis».
Консорциум «Albertis» также является крупнейшим оператором в Испании. В его ведении находится около 60% платных испанских автомагистралей.
Итальянская частная компания «Atlantia» – крупнейшая в Италии, ей принадлежат контракты на более, чем половину платных дорог и все территории крупных аэропортов в стране. Кстати, именно в ее обслуживании находился рухнувший мост в Генуе. Сейчас это предприятие подписало уже договор с немцами – строительной группой «Hochtief» и испанской «ACS». И пока не ясно, кто из них в итоге станет основным ответчиком за обслуживание и получение денег за дороги в Италии.
Сколько стоит проезд по платным дорогам в Европе
Единых цен и правил, разумеется, нет, тарифы разнятся от страны к стране. В Швейцарии и в девяти государствах Евросоюза плата взимается в виде покупки виньетки (считай, абонемента). Эта виньетка может действовать один день, неделю, 10 дней или месяц.
Другие страны используют систему оплаты за проезд 100 км. Но, к примеру, в Дании нет платных дорог, за исключением проезда по мостам Штекебальт и Эресунд. Одна поездка по ним обойдется в 34- 59 евро, но есть разные скидки.
Ниже приведены таблицы цен на проезд по платным дорогам некоторых стран ЕС.
Вникая в вопрос цен проезда по платным дорогам Европы, важно учитывать уровень дохода и покупательской способности граждан каждой страны. Сравнивая, к примеру, жителя Австрии, Швейцарии или Франции, нужно понимать, что их доходы выше, чем у румын, венгров или поляков.
Стоимость виньеток в странах Европы
Страна | Срок действия виньетки (в днях) | Цена для авто весом до 3,5 т (в евро) | Штраф за отсутствие виньетки (в евро) |
Румыния | 7 | 3 | 81 |
Чехия | 10 | 13 | 188 |
Венгрия | 10 | 11,5 | 51 |
Словакия | 10 | 10 | 370 |
Австрия | 10 | 9 | 122 |
Болгария | 7 | 8 | 51 |
Словения | 7 | 15 | 811 |
Источники информации: данные ADAC – крупнейшей общественной организации автомобилистов Германии, автомобильное швейцарское издание Blick, польский сайт motofakty.pl.
Как видно, дороже всего виньетка стоит в Словении, там же и самый большой штраф за ее отсутствие. Самая дешевая виньетка в Румынии, а самый маленький штраф за ее отсутствие в Болгарии и Венгрии.
Стоимость проезда 100 км платных дорог в некоторых странах Европы
Страна | Максимальная цена для авто весом до 3,5 т (в евро) | Минимальная цена для авто весом до 3,5 т (в $) |
Польша | 28 | 3 |
Греция | 14 | 8 |
Испания | 12 | 9 |
Италия | 11,4 | 11,4 |
Франция | 10 | 10 |
Ирландия | 9 | 7 |
Хорватия | 8 | 5 |
Португалия | 6 | 1,5 |
Македония | 4 | 3 |
Сербия | 3 | 3 |
Босния и Герцеговина | 3 | 3 |
Соединенное Королевство | 2 | 1 |
Источники информации: данные ADAC – крупнейшей общественной организации автомобилистов Германии, автомобильное швейцарское издание Blick, польский сайт motofakty.pl.
Оказалось, что самые дорогие платные дороги встречаются в Польше, Греции, Испании, Италии и Франции. Самое дешевое в этом плане в Европе, как ни странно, Соединенное Королевство.