Менее чем за десять последних лет новый рынок электромобилей Китая стал крупнейшим в мире. В КНР сейчас продаётся в три раза больше электрокаров, чем, например, в США. Пекин инвестировал в эту отрасль около 50 млрд. долларов, надеясь, что текущие вложения в рынок «розеточного» транспорта приведут в ближайшем будущем к глобальному мировому доминированию на автомобильном рынке в целом.
Китайский рынок электрокаров последних лет напоминал стремительно взрослеющего подростка – физически он развивался чрезвычайно быстро, но интеллектуально-технически не всегда успевал за собственным ростом. Поэтому, несмотря на огромное число национальных стартапов в сегменте электромобилей, всегда находились более авторитетные и надёжные «взрослые» из США, Европы, Японии, которые перетягивали на себя внимание китайских автолюбителей.
Тем не менее, из сотен подающих надежды проектов не могло не появиться хотя бы несколько перспективных и сильных китайских брендов, модельный ряд которых сумел бы потеснить именитых конкурентов. Они-то и формируют сейчас образ современной NEV-индустрии КНР. Со специалистами интернет-магазина «Китаец» мы подробнее рассмотрим нынешнее состояние рынка электромобилей Китая, остановившись на интересных моделях электрокаров 2020 года.
Рынок китайских электромобилей сегодня: обзорный взгляд
Компания Ipsos, занимающаяся маркетинговыми исследованиями по всему миру, весной 2020-го года впервые провела в КНР масштабное анкетирование покупателей автомобилей. Опрос исследователей показал, что 41% людей из числа новых покупателей личного транспорта отдают предпочтение электромобилям.
Это не удивительно. Менее чем за десять последних лет новый рынок электромобилей Китая стал крупнейшим в мире. В КНР сейчас продаётся в три раза больше электрокаров, чем, например, в США. Пекин инвестировал в эту отрасль около 50 млрд. долларов, надеясь, что текущие вложения в рынок «розеточного» транспорта приведут в ближайшем будущем к глобальному мировому доминированию на автомобильном рынке в целом.
Пока эта политика поддержки отрасли работает и даёт плоды. За последние три года число китайских производителей электромобилей утроилось – по всей стране за последнее время было зарегистрировано более 400 новых брендов. И хотя в условиях, спровоцированных коронавирусом SARS-CoV-2, подавляющее большинство стартапов не выживет, сильнейшие останутся и будут крепнуть, поскольку электромобильная индустрия развивается во всех направлениях.
Так, принимаемые правительством меры по поддержанию NEV («Новых энергетических транспортных средств») позволяют новому покупателю транспорта получать ощутимые субсидии на приобретение электрокаров. И хотя Минпром с Минфином КНР объёмы помощи сейчас поэтапно сокращают, тем не менее, целиком субсидии не отменяются, а, наоборот, продлеваются до 2022 года. Одновременно с этим в некоторых регионах вводятся правительственные ограничения на количество ежегодно продаваемых бензиновых автомобилей. А это значит, что для приобретения такой машины надо принять участие в лотерее или аукционе и выиграть право на покупку. Но везёт, разумеется, не всем.
Помимо производства, развивается и система обеспечения индустрии. Недавно Китайский совет по электроэнергетике ратифицировал и опубликовал несколько национальных стандартов Guobiao (GB), относящихся к системам беспроводной зарядки электротранспорта. В этом направлении работа тоже продолжается.
Конкурентные преимущества, или Что привлекает китайских автолюбителей?
В компании «Китаец» считают, что пресловутая «проблема надёжности» китайской продукции, которая так волнует украинских потребителей, не меньше беспокоит и самих китайцев:
«Жители КНР, как и покупатели других стран, в перечне технических характеристик электрокаров, конечно, обращают внимание, на запас хода (ёмкость батареи), время её зарядки, скорость разгона до 100 км/ч и общую максимальную скорость. Но сами китайцы говорят в первую очередь о надёжности своих электромобилей, как о едва ли ни главном критерии. В технологическом отношении даже такие серьёзные производители аккумуляторов, как CATL и BYD, часто отстают от своих южнокорейских, японских европейских и американских коллег. Поэтому «чистые» электрокары зачастую проигрывают конкуренцию в глазах потребителей иностранцам: Tesla, BMW, Volkswagen, General Motors, Toyota и др.
Так что китайским конструкторам и маркетологам приходится искать ещё что-то своё – «фишки», которые могут помочь китайским электрокарам стать конкурентными по сравнению с более именитыми соперниками. Есть очевидные вещи, типа увеличения расстояния пробега на одной зарядке. Но реализуются и другие идеи.
Например, в связи с эпидемией и страхом перед новыми болезнями резко вырос спрос на кондиционеры с микробным фильтром и интерьеры из антибактериальных материалов. Geely по той же причине кое-где в стране внедрила систему бесконтактной доставки автомобилей и передачу ключей с помощью дронов. Представители компании утверждают, что с момента появления своей новой системы онлайн-продаж ею воспользовались уже больше 10 тысяч покупателей.
Представители BYD пошли другим путём. На своём флагманском электроседане BYD Han EV они первыми в стране подключат технологию HiCar на базе 5G от Huawei. Это целая информационно-коммуникативная система, которую в будущем хотят поставить более чем на сто моделей. Ещё одной уникальной технологией может похвастаться M-Byte. На этом электрокаре внедрена система распознавание лиц, которую можно использовать вместо обычного ключа для блокировки и разблокировки машины. Там же на новом M-Byte работает система распознавания голосов разных пользователей. Так что китайцам есть что показать своим поклонникам в 2020 году».
Пятёрка китайских электрокаров, поступивших в продажу в 2020 году
Xpeng P7
Автомобиль компании Xpeng Motors позиционируется как электрокар с самым большим запасом хода. С его 706 км на одной зарядке (по ездовому циклу NEDC) он «объезжает» даже Tesla Model 3. Седан P7 оснащён передовой системой автоматического управления с беспилотной системой NVIDIA DRIVE Xavier.
Это делает Xpeng P7 первым китайским электрокаром с автономией 3-го уровня. «Крутости» седану добавляет интеллектуальная система помощи при торможении iBooster. Радары с миллиметровой длиной волны позволяют автомобилю «видеть» на 200 метров вперёд даже в условиях непогоды.
Maple 30X
Концерн Geely сравнительно недавно превратил Maple в самостоятельный суббренд для продвижения своих электрокаров. Кросс-хэтчбек 30X задуман как простой, но и недорогой электрокар. В минимальной комплектации с учётом государственных субсидий купить в Китае его можно будет за 9,8 тыс. долларов.
Стандартная комплектация Maple 30X оснащена двумя подушками безопасности, кондиционером и антиблокировочной системой. Управлять автомобилем помогает интегрированная интеллектуальная система Maple 30X GKUI, обеспечивая работу и мультимедиа, и бортового компьютера.
NIO ES8 (обновлённый)
Кроссовер NIO ES8 с алюминиевым корпусом комплектуется батареей CATL с жидким охлаждением. Автомобиль не самый дешёвый, но компания даёт возможность покупать его по более низкой цене, эксплуатируя NIO ES8 с арендуемой батареей. Кроме того, компания NIO создаёт целую экосистему из сети зарядных станций NIO Power, где аккумулятор можно не просто зарядить, а поменять на уже заряженный всего за 3 минуты.
Из «фишек» ES8 можно назвать: систему помощи водителю NIO Pilot с контролем аварийного торможения и движения в разных режимах, искусственный интеллект NIO NOMI.
Hycan 007
Торговая марка Hycan (производное от «Here you can») – это совместное предприятие компании Nio и концерна GAC. Их первая модель 007 может «похвастаться» автопилотом 2-го уровня, адаптивным круиз-контролем, системой слежения за утомлением водителя медиа-комплексом с голосовым управлением, камерами кругового обзора.
Есть также салонная камера, информацию с которой можно вывести на экран, чтобы, например, увидеть, как чем занимаются дети на задних сидениях.
Polestar 2
Не совсем китайская марка, но и шведской её назвать сложно, с учётом того, что автомобильный бренд принадлежит Volvo Car Group и её материнской компании Geely, а производство расположено в Китае. Электромобиль Polestar 2 отличается тем, что это одна из первых серийных моделей, на которой будет работать новая (сделанная специально под транспортные средства) информационно-развлекательная система на базе Android с поддержкой сервисов Google.
Опционально производитель предлагает пакет Performance, в который входят специальные амортизаторы, тормоза Brembo, колёсные диски и др.
Пятёрка китайских электрокаров, которые планируют выпустить до конца 2020 года
NIO EC6 (2020)
Электрический “паркетник” EC6 2020-го года обновил формат предыдущего EC6, став теперь купе-кроссовером. Он поменял купол, получив панорамную крышу, изменил заднюю часть, форму и величину колёсных арок. Управлять машиной будет помогать автопилот Nio Pilot с 23-мя датчиками, следящими за обстановкой на дороге. В таблице представлены два набора данных: первый – для базовой версии, второй – для версии Performance.
BYD Han EV
Электрический седан BYD Han EV – ещё один конкурент Tesla Model 3. Han EV станет первой серийной моделью BYD, работающей с аккумулятором нового поколения «Blade Battery», у которого удельная энергоёмкость на 50% больше, чем у батареи предыдущего поколения. Базовый функционал автономного вождения, благодаря самообучению и сервисам на базе 5G обеспечивает высокотехнологичная система DiPilot.
Пока часть технических данных, приведённых в таблице – просочившаяся в СМИ неофициальная информация. Но уже в июне-июле появятся уточнённые параметры.
Byton M-Byte
Опытные предсерийные образцы M-Byte уже начали сходить с конвейера в средине апреля. Сейчас Byton выпускает две версии среднеразмерного SUV: заднеприводную – с одним двигателем и полноприводную – с двумя электромоторами. Производители утверждают, что дизайн машины со всей его футуристичностью и самобытностью разрабатывался специально с учётом электрической природы машины.
Модель оснащена огромным – почти на ширину всей передней панели – изогнутым экраном на 48 дюймов. Тачскрина на нём нет, но зато экраном можно руководить через 7-дюймовую сенсорную панель на руле, а также жестами и голосом. M-Byte, кстати, способен распознавать пользователей и по голосам, и по лицам.
Chery eQ5
На 93% кузов полноприводного eQ5 2020-го года изготовлен из алюминия. Салон напичкан разными вспомогательными системами. Одних только динамиков, входящих в премиум-аудио-комплект, 10 штук. Управлением сидениями и климатическими настройками электрокара занимается съёмный сенсорный модуль.
Чтобы показать, как кроссовер справляется с низкими температурами, компания даже проводила показательные испытания eQ5 на декабрьском морозе при -32°С. Бортовой «Интеллект» электрокара распознаёт лица и голосовые команды. Уровень “продвинутости” автопилота оценивается в 2,5.
Volvo XC40 Recharge
Ещё один электромобиль шведско-китайской (или китайско-шведской) корпорации. Причём его принадлежность даже «угадывается» по некоторому сходству технических характеристик XC40 Recharge и Polestar 2. Компактный 5-дверный кроссовер XC40 сегодня можно приобрести с бензиновым или дизельным двигателем. Однако, выпустив его следующее поколение – первый массовый серийный электрокар Recharge, компания подтвердила свои ранее озвученные намерения двигаться в сторону полной электрификации продукции. До XC40 Recharge под эмблемой бренда выходили только две мелкосерийные электро-модели.
Анализируя предложенный список, аналитики интернет-магазина «Китаец», обращают внимание на то, что для электромобилей китайского рынка замеры дистанции по-прежнему указываются по ездовому циклу NEDC, который считается не просто устаревшим, но и «раздутым» – в реальности электрокар на одной зарядке проезжает, чаще всего, заметно меньше, чем заявлено в характеристиках. Эти правила игры в КНР зачастую принимают и иностранные бренды. Но именно поэтому выгоднее и «честнее» смотрятся те компании, которые пишут километраж по более современному мировому стандарту WLTP.
Алексей Ямпольский, редактор-аналитик сети магазинов KITAEC специально для Autocentre.ua