X

ЗАЗ 968: Первый титул

В этом году «Запорожцу» ЗАЗ-966 исполняется 40 лет. А это значит, что он с полным правом может именоваться раритетом*. Возможно, вскоре он станет желанным экспонатом любого автомобильного музея.

В этом году «Запорожцу» ЗАЗ-966 исполняется 40 лет. А это значит, что он с полным правом может именоваться раритетом*. Возможно, вскоре он станет желанным экспонатом любого автомобильного музея.

В этом году «Запорожцу» ЗАЗ-966 исполняется 40 лет. А это значит, что он с полным правом может именоваться раритетом*. Возможно, вскоре он станет желанным экспонатом любого автомобильного музея.

Первенец отечественного автопрома ЗАЗ-965, известный по прозвищу «горбатый», – культовый автомобиль, чего не скажешь о наследниках ЗАЗ-966 и 968. В Украине судьба большинства этих машин плачевна – уж слишком они изношены. И лишь некоторые энтузиасты пытаются их восстанавливать, на деле показывая, что историю нужно беречь… Теперь, когда эти модели стали раритетом, отношение к ним может измениться.

Любимец глубинки

Разработки нового «Запорожца» на заводе «Коммунар» в Запорожье (нынешний «ЗАЗ») начались почти сразу после запуска в серию «горбатого». А уже в 1967 году завод освоил серийный выпуск новинки ЗАЗ-966В, и до 1969 года автомобиль выпускался параллельно с ЗАЗ-965.

Экстерьер модели существенно отличался от предшественницы, а вот с технической стороны кардинальных изменений было немного.

Ровно 35 лет назад, в 1972 году, на смену 966-му пришел ЗАЗ-968. Внешне модели мало чем отличались. Визуально новую машину можно было узнать по иной облицовке «передка», наличию фонарей заднего хода и более коротким «ушам». Через два года машину оснастили двухконтурной тормозной системой и более удобными сиденьями, а к индексу модели добавили приставку «А».

Как и предыдущие модели ЗАЗа, автомобиль был популярен в Стране Советов, об этом свидетельствует и его ласковое прозвище «ушастик». Особенно машина пришлась по вкусу сельским жителям: выносливая и надежная подвеска, неприхотливый к качеству топлива мотор, простое обслуживание и, что самое главное, высокая проходимость и приличная грузоподъемность.

Пластическая операция

В 1978 году модель подверглась серьезной модернизации, в ходе которой была обновлена не только внешность, но и увеличен объем багажника, изменены электропроводка и система вентиляции моторного отсека, что снизило теплонагруженность мотора. Последнее изменение стало причиной исчезновения самого яркого элемента экстерьера – больших боковых воздухозаборников – «ушей», благодаря которым машина и получила свое прозвище. Лишившись такого яркого элемента, 968М в народе получил название «мыльница». Несмотря на улучшенную вентиляцию моторного отсека, на дорогах можно встретить страдающие от перегрева «мыльницы» с дополнительными воздухозаборниками и открытыми капотами, следствием чего всегда являлось неудовлетворительное состояние двигателя.

В 1988 г. в серию запустили наследника ЗАЗ-1102 «Таврия» с принципиально иной компоновкой, передним приводом, «водяным» мотором – это был совершенно другой автомобиль. Обе машины выпускались на одном конвейере параллельно, но «жужик» все еще пользовался спросом. Появившиеся в начале 90-х годов проблемы с качеством на ЗАЗе и предприятиях, поставляющих комплектующие, подпортили имидж машины как надежной и неприхотливой, и ее выпуск 1 июля 1994 года был прекращен. Всего же в период с 1967 по 1994 год было произведено 3100338 «Запорожцев» моделей 966/968.

 Используемые моторы

Автомобиль оснащался двумя моделями мотора воздушного охлаждения производства МеМЗ. Первый – аналог устанавливаемого на ЗАЗ-965, объемом 0,9 литра и мощностью 30 л. с. Второй, объемом 1,2 л, в зависимости от модификации обладал мощностью в 40, 45 и 50 л. с. Первые два двигателя отличались лишь впускным коллектором и «жигулевским» двухкамерным карбюратором ДААЗ-2101-20, а последний еще и проточенными головками цилиндров с более высокой степенью сжатия и работой на более высокооктановом бензине А-93.

 Почитатели

В Украине существует несколько клубов любителей ЗАЗов, наиболее известные из них – «Киевский клуб владельцев «Запорожцев» и «ЗАЗ-Львов 966–968». Если участников столичного клуба объединяют все модели «Запорожцев», то львовяне специализируются именно на «мыльницах» и «ушастиках». Клубы регулярно проводят встречи, автопробеги и различные акции.

В Германии также существует клуб владельцев ЗАЗов, которых на всю страну насчитывается 94 экземпляра, – от ЗАЗ-965 до 968М. Причем состояние большинства из них можно оценить как «лучше новых».

Члены клуба проводят ежегодные встречи в разных уголках Германии. Ближайшие состоятся 1 сентября в Магдебурге и 8 сентября в Музее автомобилей и техники Cunewalde под Дрезденом. А будущим летом один из участников клуба планирует на своем ЗАЗ-968 совершить вояж из Кельна в Украину. Ранее он уже пытался попасть в запорожский музей ЗАЗа, однако иностранцам, к сожалению, туда путь был заказан.

Евгений Сокур
Фото Андрея Яцуляка, Петера Лощински и ЗАО «ЗАЗ»

Редакция благодарит Александра Вульса за предоставленный для съемки автомобиль