ЗАЗ 968: Первый титул
В этом году «Запорожцу» ЗАЗ-966 исполняется 40 лет. А это значит, что он с полным правом может именоваться раритетом*. Возможно, вскоре он станет желанным экспонатом любого автомобильного музея.
В этом году «Запорожцу» ЗАЗ-966 исполняется 40 лет. А это значит, что он с полным правом может именоваться раритетом*. Возможно, вскоре он станет желанным экспонатом любого автомобильного музея. |
Первенец отечественного автопрома ЗАЗ-965, известный по прозвищу «горбатый», – культовый автомобиль, чего не скажешь о наследниках ЗАЗ-966 и 968. В Украине судьба большинства этих машин плачевна – уж слишком они изношены. И лишь некоторые энтузиасты пытаются их восстанавливать, на деле показывая, что историю нужно беречь… Теперь, когда эти модели стали раритетом, отношение к ним может измениться.
Любимец глубинки
Разработки нового «Запорожца» на заводе «Коммунар» в Запорожье (нынешний «ЗАЗ») начались почти сразу после запуска в серию «горбатого». А уже в 1967 году завод освоил серийный выпуск новинки ЗАЗ-966В, и до 1969 года автомобиль выпускался параллельно с ЗАЗ-965.
Экстерьер модели существенно отличался от предшественницы, а вот с технической стороны кардинальных изменений было немного.
Ровно 35 лет назад, в 1972 году, на смену 966-му пришел ЗАЗ-968. Внешне модели мало чем отличались. Визуально новую машину можно было узнать по иной облицовке «передка», наличию фонарей заднего хода и более коротким «ушам». Через два года машину оснастили двухконтурной тормозной системой и более удобными сиденьями, а к индексу модели добавили приставку «А».
Как и предыдущие модели ЗАЗа, автомобиль был популярен в Стране Советов, об этом свидетельствует и его ласковое прозвище «ушастик». Особенно машина пришлась по вкусу сельским жителям: выносливая и надежная подвеска, неприхотливый к качеству топлива мотор, простое обслуживание и, что самое главное, высокая проходимость и приличная грузоподъемность.
Пластическая операция
В 1978 году модель подверглась серьезной модернизации, в ходе которой была обновлена не только внешность, но и увеличен объем багажника, изменены электропроводка и система вентиляции моторного отсека, что снизило теплонагруженность мотора. Последнее изменение стало причиной исчезновения самого яркого элемента экстерьера – больших боковых воздухозаборников – «ушей», благодаря которым машина и получила свое прозвище. Лишившись такого яркого элемента, 968М в народе получил название «мыльница». Несмотря на улучшенную вентиляцию моторного отсека, на дорогах можно встретить страдающие от перегрева «мыльницы» с дополнительными воздухозаборниками и открытыми капотами, следствием чего всегда являлось неудовлетворительное состояние двигателя.
В 1988 г. в серию запустили наследника ЗАЗ-1102 «Таврия» с принципиально иной компоновкой, передним приводом, «водяным» мотором – это был совершенно другой автомобиль. Обе машины выпускались на одном конвейере параллельно, но «жужик» все еще пользовался спросом. Появившиеся в начале 90-х годов проблемы с качеством на ЗАЗе и предприятиях, поставляющих комплектующие, подпортили имидж машины как надежной и неприхотливой, и ее выпуск 1 июля 1994 года был прекращен. Всего же в период с 1967 по 1994 год было произведено 3100338 «Запорожцев» моделей 966/968.
Используемые моторы | |
| |