Выставка «Антилопа Гну»: На заре автомобилизации
Союз фотохудожников России и Музей-галерея «Новый Эрмитаж-один» провели в Москве тематическую фотовыставку «Антилопа Гну. Автомобили в СССР, 1920 – 1960-е гг.».
Союз фотохудожников России и Музей-галерея «Новый Эрмитаж-один» провели в Москве тематическую фотовыставку «Антилопа Гну. Автомобили в СССР, 1920 – 1960-е гг.». |
| |
Уникальность представленных работ прежде всего заключается в том, что в них передан дух эпохи. Авторы – лучшие советские фотографы первой половины прошлого века. Многие из них были заядлыми автомобилистами, с удовольствием участвовали в испытательных пробегах. На старых фотографиях 1930-х годов – фантастическая с точки зрения современного автомобилиста картина. На улице всего два-три автомобиля, а по соседству – конная пролетка.
Нередкими гостями московских улиц были большие американские Lincoln, крупную партию которых в начале 30-х закупили для советской партийной элиты и нужд столичного турбюро. Один из таких представительских фаэтонов недалеко от Кремля запечатлел Александр Гринберг.
Несколько интересных фото посвящены первому серийному легковому ГАЗ-А, у которого, как и у его прародителя «Форда», были спицованные колеса и открытый кузов с брезентовым тентом. Сборка ГАЗ-А из зарубежных деталей началась еще в 1929 году, а серийный выпуск – в декабре 1932 года. Именно они стоят во дворе Госторга на фотографии Аркадия Шайхета «Автомобили на экспорт».
Летом 1933 года столица СССР торжественно встречала участников первого советского автопробега Москва – Каракумы – Москва, преодолевших расстояние 9400 км. Автопробег был задуман как проверка на прочность молодого советского автопрома, едва сумевшего к тому времени наладить серийный выпуск машин. Из 23 автомобилей три были собраны вручную из иностранных запчастей, а остальные были самыми обычными серийными легковыми ГАЗ-А и грузовыми ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА и АМО-3. Среди них выделялся ГАЗ-А на шинах «сверхбаллон», специально подготовленных для езды по бездорожью. Именно эта машина оказалась в кадре Макса Прехнера, который не только принимал активное участие в том знаменитом пробеге, но и отснял уникальную серию фотографий. Условия пробега, по воспоминаниям очевидцев, были совершенно ужасными. Автомобили зарывались в песок по ступицы, пыль проникала всюду, температура в салонах доходила до 75 градусов. Бывали дни, когда средняя скорость движения составляла 1 км/ч. Октябрьский номер журнала «За рулем» 1933 года с восторгом писал об автопробеге: «Вписана еще одна блестящая страница в книгу великих побед рабочего класса во главе с товарищем Сталиным, побед генеральной линии партии большевиков».
По-своему элегантным оказался ГАЗ-М1, выпускавшийся с 1936 года. Это был первый массовый советский седан с закрытым кузовом. Первые три машины, собранные в 1934 году, назвали «Молотовец 1» – М1, а в народе модель прозвали «эмкой». Четырехцилиндровый автомобиль можно было разогнать до 105 км/час. Такое авто в личное пользование мог получить только очень заслуженный человек, например, знаменитый шахтер-передовик Алексей Стаханов. Во время войны модернизированные «эмки» стали штабными автомобилями, а среди их пассажиров были Конев и Жуков. До 1942 года выпустили более 60 тысяч «эмок» преимущественно черного цвета, хотя встречались белые, синие и голубые.
Два самых первых советских троллейбуса ЛК-1 («Лазарь Каганович») отправились в путь по московским улицам 15 ноября 1933 года. Проект выполнили специалисты НАТИ, узлы шасси поставил «ЯАЗ», электрооборудование – завод «Динамо», кузова изготовил кузовной цех АМО, а сборку вел московский «СВАРЗ» – Сокольнический вагоно- и автобусоремонтный завод. Через год по столичным улицам курсировали 30 троллейбусов советского производства, а к началу 1936 года – уже 68. По примеру Москвы троллейбусное движение было организовано в 1936 году в Ленинграде, Киеве и Ростове-на-Дону. А на фото Евгения Умнова «Двухэтажный троллейбус» можно увидеть не менее интересный ЯТБ-3, который был одной из достопримечательностей довоенной Москвы. Десяток машин собрали на Ярославском автомобильном заводе (ныне «Автодизель») в 1938-39 годах. Троллейбусы длиной 9,4 и высотой 4,7 м могли перевозить 100 пассажиров. Они эксплуатировались до начала 50-х годов всего на двух линиях, так как для них пришлось на целый метр (до 5,8 м) поднимать провода.
В колонне спешащих на послевоенный футбольный матч можно разглядеть не только ГАЗ-М1 и ЗИС-101, но и трофейные Opel и Mercedes, заокеанские Chevrolet и Buick.
В целом, несмотря на большой временной диапазон, все фотографии, словно кадры кинохроники, позволяют перенестись в первую половину ХХ века, в удивительный мир, в котором автомобиль занял свое особое место.