X

Султанат Бруней. Земля автомобильных грез

На далеком острове Борнео, что недалеко от Малайзии, находится благословенное аллахом государство - султанат Бруней. Главой его является богатейший человек на нашей планете - султан Хаджи Хассанал Болкиах Муиззаддин Ваддаулах (Sultan Haji Hassanal Bolkiah Mu`izzaddin Waddaulah), владелец самой дорогой и уникальной коллекции автомобилей в мире.

На далеком острове Борнео, что недалеко от Малайзии, находится благословенное аллахом государство – султанат Бруней. Главой его является богатейший человек на нашей планете – султан Хаджи Хассанал Болкиах Муиззаддин Ваддаулах (Sultan Haji Hassanal Bolkiah Mu`izzaddin Waddaulah), владелец самой дорогой и уникальной коллекции автомобилей в мире.

Обычно в рубрике «Авторитет» мы рассказываем об известных автомобилях, но сегодня решили отклониться от этого правила и поведать об одном незаурядном человеке и его личном гараже, содержимое которого превосходит самые смелые фантазии автолюбителей… На далеком острове Борнео, что недалеко от Малайзии, находится благословенное аллахом государство – султанат Бруней. Главой его является богатейший человек на нашей планете – султан Хаджи Хассанал Болкиах Муиззаддин Ваддаулах (Sultan Haji Hassanal Bolkiah Mu`izzaddin Waddaulah), владелец самой дорогой и уникальной коллекции автомобилей в мире.

Вы никогда не задавались вопросом, существует ли рай? Ответ у каждого свой. Но я могу сказать точно, что для любителей автомобилей он есть и находится в Брунее.

Бруней – это государство с легкодоступными залежами нефти и газа, площадь которого составляет всего 5765 кв. км (меньше, чем Киевская область), с населением около 300 тысяч человек (меньше, чем на столичном массиве Оболонь). Каждый житель этой страны обеспечен пожизненной пенсией, позволяющей безбедно жить. Но самое интересное в Брунее – это гараж султана. К этому детищу монарх относится столь же ревностно, как и к гарему. Вдумайтесь только в такие цифры: площадь гаража – 1 кв. км, или 10 гектаров! В этом гараже в отдельных постройках разместилось около 5000 (!) автомобильных экспонатов. Но не спешите с восторгами – это лишь начало. Главной изюминкой гаража является не столько количественный, сколько качественный показатель. В «конюшне» в огромных количествах собраны многие образцы автомобилестроения от престижнейших фирм: единственный в мире Mercedes CLK-GTR с правым рулем, пара Jaguar XJR15, три Cizeta V16 Ts, восемь McLaren F1, шесть Dauer-Porsche 962 LMS…

В гараже хранятся целые семейства автомобилей Ferrari. Имеется в виду несколько модификаций каждой модели. Не понимаете, о чем речь? Объясним на примерах. Модель Venice. Кузова: купе, кабриолет, 4-дверный СЕДАН(!) и 5-дверный УНИВЕРСАЛ(!). Седан, а тем более универсал – это для Ferrari столь же необычно, как прицеп к болиду «Формулы 1». Более того, платформой для этих машин послужила далеко не самая дешевая модель 456 (около $200 тыс.). Кстати, Venice используются как рабочие лошадки – для развозки правительства по делам. Лишь четырехдверный седан удостоился чести возить монарха.

Кузова этих автомобилей (даже купе и кабриолета) серьезно отличаются от серийных. Они изготовлены в итальянском кузовном ателье Pininfarina по специальному заказу ограниченным тиражом. Кстати, итальянские мастера очень тесно сотрудничают с султанатом. Практически все автомобили, подвергшиеся переделке, прошли через Pininfarina.

Не миновала сия участь и модель 512 (преемница легендарной Testarosa). После рестайлинга по вкусу брунейцев автомобиль приобрел совершенно новую внешность, еще более агрессивную и даже авангардную. Кроме того, известнейшая компания, специализирующаяся на разработке технологий для гоночных автомобилей Prodrive, установила на F512M систему переключения передач кнопками на руле (как в F1) еще до того, как эта система появилась на серийных Ferrari.

Верхом издевательств над сознанием автомобилистов стала переделка кузова одной из красивейших машин – Ferrari F50. От суперкара осталась только платформа – кузов практически полностью обновился. Но пока этот автомобиль еще не полностью готов.

В коллекции султана есть даже пара прототипов Ferrari Mythos, не попавших в серийное производство.

Не смог устоять султан и перед соблазном покупки элитнейших английских автомобилей марки Aston Martin. Еще бы, ведь на каждом моторе, произведенном этой фирмой, ставится клеймо мастера, собиравшего силовой агрегат от начала до конца. Но и этого оказалось недостаточно. Помимо покупки порядка 300 серийных автомобилей за 10 лет, на заводе было приобретено еще и 10 шасси без кузовов. Для этих чистокровных английских шасси Pininfarina создала » орячие» итальянские «платья».

Aston Martin АМ3 выполнен в прогрессивном и оригинальном стиле, хотя и совсем чуждом для истинной английской марки. А вот Aston Martin АМ4 – стильный спортсмен с туманного альбиона, наличием которого в своем гараже можно очень даже гордиться, и не только из-за его цены, составившей порядка 1,5 млн. долларов за штуку.

Ну и совсем уж неприличным было бы такому богатому человеку не иметь в своем гараже автомобилей Rolls-Royce и Bentley.

«Поставщик автомобилей для королевских особ ежегодно привозит порядка 50 автомобилей, получивших специальную отделку под названием «Sultan`s spec». Моторы султанских Rolls-Royce доведены до мощности 542 л.с. Стоимость каждого такого автомобиля близка к отметке $1млн.

Как и у каждой престижной марки, у Rolls-Royce есть эксклюзивные модели непосредственно для султана. Ими стали… внедорожник Dominator (построенный с использованием подвески Range Rover) и купе-универсал Java Estate.

Кроме всего прочего, в коллекции султана есть все болиды – победители чемпионатов «Формулы 1» с 1980 года, а также автомобили из гонок Ле-Ман, прошедшие переделку под дороги общего пользования.

Все это похоже на сказку, но вот ее окончание достойно мексиканского сериала. После прошлогоднего азиатского финансового кризиса султан Брунея понес колоссальные убытки на своих инвестициях в экономику Малайзии. Ситуация усугубилась еще и тем, что брат султана «умыкнул» из казны огромную (даже по их меркам) сумму. За это султан уволил братца из правительства и лишил всех льгот. Но это дела семейные, султанские. Для нас же самым печальным в этой истории является то, что теперь султан закрыл свой гараж на замок и прекратил закупки и финансирование разработок новых суперкаров. Жаль смотреть, как разваливается коллекция уникальных автомобилей стоимостью более миллиарда долларов.

Андрей Волощенко