Rolls-Royce: Чарли + Генри = компания
4 мая 1904 года в манчестерском отеле «Мидлэнд» за одним столом собралась странная по английским понятиям компания. Разменявший пятый десяток сын мельника Фредерик Генри Ройс, 26-летний аристократ Чарлз Стюарт Роллс и некто Генри Эдмундс, который, собственно, и организовал эту встречу. Речь шла о перспективах создания лучшего в мире автомобиля…
4 мая 1904 года в манчестерском отеле «Мидлэнд» за одним столом собралась странная по английским понятиям компания. Разменявший пятый десяток сын мельника Фредерик Генри Ройс, 26-летний аристократ Чарлз Стюарт Роллс и некто Генри Эдмундс, который, собственно, и организовал эту встречу. Речь шла о перспективах создания лучшего в мире автомобиля… |
Встреча Роллса и Ройса
В Манчестер Роллс отправился вместе с Эдмундсом. Чарльзу хватило всего несколько минут, чтобы, взглянув на маленький 10-сильный автомобиль Ройса, понять: это – судьба. Поездка на машине Royce произвела на Роллса настолько сильное впечатление, что он согласился продавать все автомобили, которые Ройс сможет построить, а уходя, сказал: «Я встретил самого выдающегося инженера в мире». Так возникла коммерческая кооперация – Royce Ltd. производит, а C.S. Rolls & Co. реализует автомобили Rolls-Royce.
По дороге на встречу в Манчестере Роллс рассказал Эдмундсу, что хочет производить автомобили, которые будут ассоциироваться с самыми лучшими торговыми марками, как, например, пианино от Broadwood или сейфы от Chubb. Этот разговор стал пророческим: и спустя сто лет Rolls-Royce является своеобразным эталоном качества.
Появление первого Rolls-Royce
В декабре 1904 года известный британский автомобильный журнал The Autocar разместил рекламу компании C.S. Rolls and Co. – «первый, простой, тихий Rolls-Royce». Роллс всегда защищал идею многоцилиндрового мотора и убеждал Ройса. Первоначально решено было производить гамму из двух-, трех-, четырех- и шестицилиндровых моделей, используя максимальное количество унифицированных деталей. Однако, постепенно отказавшись от 2- и 3-цилиндровых моделей, базовой все-таки выбрали 4-цилиндровую модель 20hp.
Мировой дебют автомобилей Rolls-Royce состоялся в декабре 1904 года на Парижском автосалоне. Качество исполнения и конструкции этих авто было намного выше, чем у других марок, существовавших в то время.
В 1905 году на модели 20hp Роллс принял участие в гонках Tourist Trophy на острове Мэн. Неполадки с КПП вынудили его сойти с дистанции, однако напарник Роллса Перси Норси приехал вторым. Вдохновленный успехом, Ройс подготовил к гонкам 1906 года два автомобиля. Машины имели чуть меньшие колесную базу и колею, для снижения веса шасси перфорировали и установили облегченные кузова. Роллс привел Light Twenty к победе. В том же году Royce Ltd. и C.S. Rolls & Co. объединились, образовав компанию Rolls-Royce Ltd., на протяжении долгих лет производившую лучшие автомобили всех времен и народов. После трагической гибели Роллса в 1910 году компанию возглавил Генри Ройс. В 1932 году, за год до смерти, за заслуги перед Великобританией Ройс получил дворянский титул, и к его имени добавилась приставка «сэр».
Эпилог
28 июля 1998 года компания BMW приобрела права на имя Rolls-Royce. 1 января 2003 года была основана новая компания Rolls-Royce Motor Cars Limited, ставшая составной частью компании BMW. На автошоу в Детройте состоялась презентация нового Rolls-Royce Phantom. Но эта история – удел будущих летописцев.
Генри Ройс
Фредерик Генри Ройс родился в Питерборо (графство Кембриджшир) в 1863 году. Генри был младшим из пяти сыновей мельника Джеймса Ройса. Еще мальчиком, чтобы помочь своей семье, Ройс отправляется в Лондон, где подрабатывает продажей газет, a затем устраивается разносчиком телеграмм. Удача улыбнулась 14-летнему Ройсу, когда его дядя предложил оплатить обучение мальчика на заводе при Северной железной дороге в Питерборо. Ройс использовал любую возможность для повышения уровня образования: по вечерам он читал книги по алгебре, французскому языку и основам электротехники. Природный талант и целеустремленность привели 19-летнего Ройса на работу в лондонскую компанию Electric Light and Power. Параллельно он продолжил свое образование на вечерних курсах лондонского политехнического института. Его работодатели, оценив таланты юноши, назначили его главой филиала фирмы в Ливерпуле. Но, к сожалению, компания обанкротилась и Ройс оказался безработным. В 1884-м в возрасте 21 года вместе с другом Эрнестом Клермоном он учредил в Манчестере собственную фирму F.H. Royce and Co. с общим капиталом 70 фунтов. Работая не покладая рук, они наладили производство электрических звонков, настольных ламп, выключателей и предохранителей, а позже представили измерительные приборы, динамо-машины и распределительные щиты. Здесь же, в Манчестере, со временем была открыта фабрика. В 1894 году фирма F.H. Royce and Co. трансформировалась в акционерное общество Royce Ltd. Предприятие по изготовлению дверных звонков стало выпускать электромоторы и мощные электрокраны. К 1899 году оборот фирмы F.H. Royce and Co. достиг 20 тысяч фунтов.
Появление первых автомобилей не могло не заинтересовать Ройса. Он приобрел сначала французский De Dion Quadricycle, а позже – подержанный 10-сильный двухцилиндровый Decauville. Однако конструкция машины не удовлетворила Генри. Сначала он решил модернизировать ненадежную электрическую систему и подвеску, а затем и построить собственный автомобиль, взяв за основу Decauville. Двухцилиндровый двигатель объемом около 2,0 л имел верхнее расположение клапанов. Привод осуществлялся на заднюю ось через коническое сцепление и трехскоростную КПП. Подвеска была выполнена на полуэллиптических рессорах. Тормозная система действовала только на заднюю ось: ножной тормоз – на карданный вал, а ручной – на тормозные барабаны. Стоимость машины составляла 138 фунтов. 1 апреля 1904-го автомобиль выехал из ворот завода на первый тестовый пробег. Ройс отправился за 15 миль, в городок Нутсфорд, и безо всяких проблем вернулся назад. После этого было построено еще два автомобиля, каждый из которых был лучше предшественника, при этом все три сохраняли общность конструкции. Второй и третий экземпляры получили друзья и партнеры Ройса – Эрнест Клермон и Генри Эдмундс.
Эдмундс был энтузиастом автомобильного дела и новатором в области электроиндустрии. Именно он фактически стал крестным отцом Rolls-Royce. Однажды Эдмундс похвастался своим замечательным авто перед приятелем, Клодом Джонсоном, совладельцем C.S. Rolls and Co. А Джонсон в свою очередь рассказал Чарльзу Роллсу o манчестерской компании Royce, которая произвела маленький двухцилиндровый автомобиль, имевший все основания стать лучшим из построенных в Англии.
Чарльз Роллс
Чарльз Стюарт Роллс родился в 1877 году в аристократической семье. Образование он получил в Итоне и Кэмбридже, где ему была присвоена ученая степень в области механики и прикладных наук. После окончания учебы, как и многие молодые люди его круга, он увлекся техникой. Роллс участвовал в гонках на велосипедах, мотоциклах и автомобилях. Для субсидирования своей спортивной деятельности Роллс открыл в помещении бывшего конькобежного манежа в Лондоне салон по продаже французских автомобилей и запчастей к ним.
Компания C.S. Rolls and Co. была основана в 1902 году. Притом Роллсу удалось уговорить своего друга Клода Джонсона уйти с поста председателя Английского автомобильного клуба и участвовать в его автобизнесе.
В 1903 году в Дублине на 30-сильном автомобиле Mors Роллс побил мировой рекорд скорости (136,4 км/ч). Впрочем, официально рекорд не был признан по причине использования неутвержденного обрудования для хронометража.
Патриотично настроенный Роллс мечтал о создании английского автомобиля. После встречи с Ройсом его мечта стала реальностью, и уже в декабре 1904 года был создан первый автомобиль марки Rolls-Royce. Кстати, Роллс был еще и пионером воздухоплавания. В 1906 году на соревнованиях аэростатов на Кубок Гордона Беннета он занял третье место. А в июне 1910-го Роллс первым из англичан совершил перелет на аэроплане через Ла-Манш: из Англии во Францию и назад без промежуточной посадки на континенте. 12 июля того же года во время показательных выступлений на авиационном празднике 33-летний Роллс погиб, не справившись с управлением самолетом.
Рекорды от Rolls-Royce
В небесах
В 1929 году летчик Вагорн установил мотор RR на самолет Supermarine S6 и побил рекорд скорости, достигнув 528,77 км/ч и выиграв престижную награду «Шнайдер Трофи». Благодаря моторам RR несколько лет подряд британским летчикам не было равных. Спустя пару лет рекорд скорости превысил отметку 643,6 км/ч.
На воде
13 июня 1930 года сэр Генри Сигрэйв установил мировой рекорд скорости на воде. Катер Miss England II с двумя 1800-сильными компрессорными моторами разогнался до 158,9 км/ч. Во время третьего рекордного заплыва катер перевернулся. Сигрэйв был спасен, но позже от полученных травм скончался. Катер Miss England II был поднят со дна озера и в 1931 году под управлением Кая Дона на реке Парана в Аргентине разогнался до 166,5 км/ч. В том же году на озере Гарда в Италии рекордная планка была поднята до 177,3 км/ч. В 1932 году катер Miss England III за один день побил рекорд дважды – сначала скорость составила 188,9 км/ч, а затем 192,8 км/ч.
Малкольм Кэмпбелл на катере Bluebird K3 трижды побил рекорды скорости на воде: в 1937 году на озере Мажиоре он разогнался до 203,3 км/ч и 208,5 км/ч, a годом позже на озере Холвил до 210,7 км/ч. В 1939 году неутомимый англичанин на новом катере Bluebird K4 улучшил рекорд до 228 км/ч.
На земле
Сэр Малкольм Кэмпбелл семь раз устанавливал мировые рекорды скорости до тех пор, пока не поставил мотор Rolls-Royce. Его Bluebird был оснащен 36,5-литровым 2300-сильным мотором Rolls-Royce V12 с компрессором. На трассе в Дайтоне в 1933 году он разогнал машину до 438,4 км/ч, а спустя два года на модернизированном автомобиле добился скорости 445,4 км/ч. На соляных озерах в Бонневиле в том же году 50-летний Кэмпбелл стал первым человеком, преодолевшим на автомобиле отметку 300 миль/ч (482,7 км/ч). Скорость машины составила 484,5 км/ч.
В 1937 году Джордж Айстон на машине Speed of the Wind с авиационным мотором Rolls-Royce Kestrel побил все мировые рекорды скорости на суше. Воодушевленный этим успехом, он за шесть недель создал настоящего монстра на четырех колесах под названием Thunderbolt. Самый мощный бензиновый автомобиль был оснащен двумя компрессорными моторами Rolls-Royce суммарной мощностью 4700 л. с. и объемом 73 л. 19 ноября 1937 года Джордж Айстон установил рекорд скорости 502 км/ч. 27 августа 1938 года он улучшил его до 555,9 км/ч, а 16 сентября в Бонневилле поставил новый рекорд – 575,2 км/ч.
Спустя 45 лет, в 1983 году, Ричард Ноубл за рулем автомобиля Thrust II, оснащенного мотором Rolls-Royce Avon 302 в пустыне Блэк Рок достиг скорости 1019,25 км/ч. А в сентябре 1997 года пилот истребителя Энди Грин на машине Thrust SSC смог развить скорость 1149 км/ч. Но сверхзвуковой барьер не поддался, и 15 октября того же года попытку решили повторить. Два авиационных мотора Rolls-Royce Spey были запущены – и Thrust SSC сорвался с места. Энди Грин преодолел заветный рубеж, добившись абсолютного рекорда скорости 1227,983 км/ч.