Mercedes-Benz отмечает юбилей грузовика и автобуса легендарного семейства
Грузовик Mercedes-Benz L 6600 серии 304 был выпущен в октябре 1950 года. Автобус следовал в ноябре того же года. Обе эти модели сразу же пошли на экспорт. Грузовик, в частности, был одним из наиболее успешных продуктов для превращения Daimler-Benz AG в мирового производителя коммерческих автомобилей. Эта глава в истории компании началась ещё в 1949 году с презентации среднетоннажных грузовиков 312-й серии.
Покупателей вдохновила не только концепция L 6600, но и сервис Mercedes-Benz. После окончания Второй мировой войны бренд осуществлял стратегию продукта и обслуживания в секторе коммерческих автомобилей, которая основывалась на надежных и доступных транспортных средствах с хорошим соотношением веса/полезной нагрузки, а также на развитой сети обслуживания. Этот подход был чрезвычайно успешным.
К 1956 году коммерческие автомобили генерировали уже более половины всех продаж Daimler-Benz. В случае с L 6600 развитая сервисная сеть и быстрая доставка запасных частей также являлись важным конкурентным преимуществом для большегрузных машин. Это касалось не только немецкого рынка, но и имело не менее важное значение для экспорта.
Более высокая производительность двигателя при меньшем расходе
Как капотный грузовик с полезной нагрузкой 6,6 т, на первый взгляд конструкция L 6600 напоминает коммерческие автомобили времен Второй мировой войны, такие как L 6500 (модель 54-й серии). Тем не менее, с 1950 года эта технология получила большое развитие, в частности, с легким дизельным двигателем – более оборотистого, с увеличенной производительностью и меньшим потреблением.
Этот новый технологический подход особенно впечатляет, когда сравниваем L 6600 с двигателем OM 315 (рабочим объемом 8 280 см куб.) и L 6500 с двигателем OM 57 (11 200 см куб): новый грузовик выдавал 145 л. с. при 2100 об/мин вместо 110 150 л. с. при 1700 об/мин. Максимальная скорость возросла с 55 км/ч до 70 км/ч, а потребление топлива сократилось с 36 л на 100 км до 24 л.
Тогдашний глава конструкторского отдела профессор Фриц Наллингер назвал разработку нового шестицилиндрового двигателя для L 6600 «определенно очень большим шагом». В начале 1941 года, во время Второй мировой войны, Mercedes-Benz уже разрабатывал и испытывал шестицилиндровый дизель OM 304 с более высокой частотой вращения коленвала. После 1945 года работы возобновились – так появился OM 315. Этих моторов с 1950 по 1979 год построили 40 207 штук, включая сменные и стационарные двигатели. OM 315 был особенно успешным в своём классе в течение десятилетий.
Наряду со стандартным OM 315, на военном грузовике LG 315 также применялся многотопливный двигатель OM 315 V (110 л. с.), построенный по требованиям НАТО, мотор OM 315 II (125 л. с.) для экспортных автомобилей, а также заряженный OM 315 A (180 л.с.) для автомобилей специального назначения и стационарных нужд.
Выполнение требований заказчика
В ходе исследования, проведенного в 1952 году известным журналом “Last-Auto und Omnibus”, два десятка клиентов, имевшие в общей сложности 47 автомобилей и пробег в районе 330 000 км, были очень довольны L 6600. Оценка шумовых характеристик варьировалась от очень хорошей до полностью удовлетворительной. Вот что писало издание: “Опыт с Mercedes L 6600 был настолько хорош, что каждый [владелец и водитель] всерьез задумался о повторной покупке этого грузовика в данном классе”.
В то время как к перечисленным сильным сторонам относились плавность хода, высокая степень надёжности, низкая частота обслуживания, хорошие характеристики двигателя, лёгкое рулевое управление и тормоза, звучала и критика в адрес узкой кабины. Она был идентична на среднетоннажных моделях L 3500 (L 311) и L 4500 (L 312) и поэтому не считалась достаточно удобной для поездок на большие расстояния. Поэтому для магистральных перевозок L 6600 часто оснащалась кабинами сторонних кузовных производителей – таких как Eylert, Kässbohrer и Wackenhut.
Пионер кабины над двигателем
Модели серии 304 стали переходными от классического капотного грузовика тяжёлого класса к моделям Mercedes-Benz c кабиной над двигателем. Такая конструкция делаkf коммерческий автомобиль значительно компактнее – при сохранении той же вместимости.
Для сравнения, L 6600 (называемый L 315 с осени 1954 года) с длиной грузовой платформы 6000 мм имел общую длину 9280 мм. А его версия LP 315 – с кабиной над двигателем (cab-over), выпускавшаяся первоначально с мая 1954 года исключительно для экспортных рынков, а с 1955 года также для немецкого рынка, имела общую длину всего 8450 мм при одинаковой длине платформы и соответственно была более гибкой в использовании.
В обозначении LP для кабины над двигателем «P» расшифровывается как “Pullman” благодаря тому, что на тот момент конструкция кабины была особенно комфортабельной, со спальными полками для двух человек. Эта кабина производилась Gebrüder Wackenhut GmbH, заводом кузовов и транспортных средств в Нагольде, и доставлялась в Гаггенау для окончательной сборки.
“Das Nutzfahrzeug” писал в своём номере 1/1956: “Кабина LP 315 является чем-то особенным, что оправдывает ее обозначение ʻPullmanʼ. До пяти человек могут сидеть на двух рядах сидений (и это с автономным местом водителя). Заднее цельное сиденье может быть преобразовано в две спальные полки. Кресло водителя можно регулировать в любом направлении. Несмотря на исключительно тихий двигатель, об остальном заботится дополнительная звукоизоляция “.
Грузовики LP 315 с самого начала стали очень популярными на немецком рынке. Аббревиатура LP много лет использовалась компанией Mercedes-Benz для обозначения моделей с кабиной над двигателем. Такие модели серии 304 пользовались особым спросом из-за правовых требований к ограниченной длине автопоезда (комбинации грузовика с прицепом) в Германии. Таким образом, тяжелые грузовики этого поколения сыграли важную роль в переходе от короткокапотных транспортных средств к машинам с кабиной над двигателем.
Отличная модель практически для любого использования
Модель L 6600/L 315 серии 304 предлагалась в большом количестве конфигураций: с бортовой платформой, самосвальным кузовом, как седельный тягач и транспортное средство специального назначения – с различными колесными базами и с полным приводом по заказу.
Переход на новое обозначение состоялся в 1954 году: ранее название моделей относилось к их полезной нагрузке – L 6600, т. е. 6,6 т. Теперь аббревиатура была выведена из обозначения внутренней модельной серии. Однако для большегрузов такого не последовало, так как с осени 1954 года они не назывались L 304, а вместо этого получили индекс L 315 – комбинация чисел относится к двигателю.
Капотные грузовики выпускались как машины с бортовой платформой (L 6600/L 315), самосвалы (L 6600 K/LK 315) и седельные тягачи (L 6600 SA/LS 315 – исключительно на экспорт), а также полноприводные версии LA 315, LAK 315 и LA 6600 SA/LAS 315. Также имелся военный грузовик LG 315, который преимущественно поставлялся в бундесвер. Что же касается машин серии 304 с кабиной над двигателем, то они предлагались компанией Mercedes-Benz в качестве бортовой LP 315, самосвала LPK 315 и седельного тягача LPS 315, также с различными колёсными базами.
Из этого поколения большегрузных автомобилей капотных, заднеприводных машин было выпущено 13 735 ед. (с 1950 по 1958 год), 1 264 – полноприводных ( с 1954 по 1957 год), 2 480 – с кабиной над двигателем (с 1954 по 1957 год) и 8 283 – военных (с 1956 по 1964 год). Всего было изготовлено 25 762 автомобиля данного семейства.
Автобус для путешествий и регулярного сообщения в городе и сельской местности
В состав 304-й серии также вошли автобусы Mercedes-Benz O 6600. Эта модель была создана путём объединения элегантных новых кузовов автобусов конца 1940-х годов (O 5000) с силовой линией и 6-ступенчатой трансмиссией нового большегрузного грузовика L 6600.
Модель O 6600 выпускалась как городской автобус (две раздвижные двери, 27 или 29 сидячих мест, и площадка в задней части салона для 14-ти пассажиров, едущих стоя), междугородний автобус (распашная или раздвижная дверь с правого борта, 37 или 41 пассажирское сиденье, в зависимости от количества рядов сидений, а также 8 или 9 складных сидений в проходе и складное сиденье для двух человек рядом с водителем по заказу) и как всепогодный туристический лайнер (дополнительное оснащение: Webasto, раздвижной люк и остекление по краям крыши).
С 1954 года автобус получил обозначение O 304. С июля 1950 года по январь 1959-го было построено 625 автобусов в различных вариантах и комплектациях, в том числе и по шасси.
Реакция прессы на O 6600 была положительной. Журнал “Omnibus-Revue” в номере 4/1951 похвалил эластичность и плавную работу двигателя, а также максимальную скорость, ограниченную 88,8 км/ч, которая была высокой для своего времени. По поводу подвески испытатели писали: “На дорогах с глубокими выбоинами ни на одном из сидений не было заметно неприятных толчков. Как будто мы ехали в хорошей машине “.
“Last-Auto und Omnibus” также отметил в номере 11/1951: “С точки зрения двигателя, шасси, управляемости и стандартной сборки Mercedes-Benz O 6600 является одним из самых экономичных, быстрых и комфортабельных туристических автобусов. Шасси допускает установку кузова любого типа. Мощность двигателя достаточная для того, чтобы практически обойтись четырьмя передачами даже при полной полезной нагрузке “.
В начале 1950-х годов Daimler-Benz исповедовал двухсторонний подход в разработке автобусов с дизельным двигателем OM 315. Модель O 6600 H/O 320 H серии 320, которая выпускалась с марта 1951 года, следовала современному дизайну с заднемоторной компоновкой. Параллельно с этим имелось и более доступное шасси с передним расположением двигателя – OP 6600/OP 315 с колесной базой 5700 мм, которое выпускалось с декабря 1953 года и оснащалось кузовами от известных производителей, такими как Vetter в Фелльбахе.
В пресс-релизе Mercedes-Benz от июля 1955 года так писали о модели: “После комплексного заказа на автобусы для Тегерана Daimler-Benz A.G. смог заключить крупную поставку автобусов для Стамбула. Стамбул получит 200 автобусов Mercedes-Benz модели OP 315, дальнейшее развитие O 6600 в конструкции Pullman “. В этом плане интересна машина O 6600 T, которая также работала во многих городах мира, но уже в качестве троллейбуса.