X

Легендарная Skoda 966 Supersport вернулась в строй

Единственный в мире сохранившийся экземпляр Skoda 966 Supersport полностью восстановлен до первозданного состояния реставраторами компании.

Три экземпляра гоночного болида Skoda 966 Supersport были сконструированы в 1950 году. До настоящего времени сохранился только один автомобиль, который в последний раз вышел на трассу в 1962 году. В течение многих лет владельцем автомобиля был словацкий автогонщик Иван Мичик. В 2007 году машина была приобретена музеем Skoda и находилась в запасниках. Недавно мастера компании закончили реставрацию автомобиля c предельной точностью, руководствуясь оригинальными техническими документами. Отныне Skoda 966 Supersport — такая же блистательная, как в гоночном сезоне 1953 года — представлена в экспозиции музея.

«Skoda 966 Supersport является важным свидетельством истории марки в автоспорте. Автомобиль идеально передает атмосферу легендарных кольцевых гонок второй половины XX века, — отмечает Михал Велебны, менеджер по реставрации музея Skoda. — Ввиду своей уникальности автомобиль по праву является одним из самых интересных экспонатов музея марки Skoda».

Автомобиль специальной гоночной серии Skoda 966 Supersport с алюминиевым кузовом представили в 1950 году. Модель выделялась среди современников широкими возможностями трансформации: после незначительных изменений – установки специальной панели, закрывающей доступ к пассажирскому сидению и демонтажу передних фар и крыльев. Это позволяло использовать автомобиль в различных классах соревнований.

Гоночный дебют Skoda 966 Supersport состоялся в рамках Гран-при Чехословакии 24 сентября 1950 года. Автомобиль принес пилоту Мирославу Фусеку второе место в категории автомобилей с объемом двигателя до 1,1 л. Сезон 1951 года начался с победы в классе гоночных автомобилей на этапе в Либерце.

Автомобиль постоянно совершенствовались. В оригинальных моделях использовался двигатель объемом 1,1 л от модели Skoda Tudor, который позднее получил новую алюминиевую головку блока цилиндров с полусферической камерой сгорания. Также была представлена версия с атмосферным двигателем и двумя карбюраторами, а в самых мощных модификациях был установлен один или два компрессора. Отличить модели можно было по высоте капота: у версии с турбонаддувом он располагался ниже. Под более высоким капотом с продолговатым «горбом» находились два карбюратора.

Ввиду разнообразия двигателей Skoda 966 Supersport могла соревноваться в классе автомобилей с объемом двигателя до 1,1 л (атмосферная версия) и 1,5 л (версия с компрессором). Позже, в соответствии с новыми правилами, агрегат был заменен на более мощную версию объемом 1,2 л. Заключительным этапом усовершенствования стала установка нового двигателя-прототипа объемом 1,5 л с.

Двигатель с четырьмя карбюраторами обладал мощностью 90 л. с., а версия с механическим компрессором — 180 л. с., что позволяло автомобилю достигать скорости свыше 200 км/ч.
В течение гоночного сезона 1953 года инженеры усовершенствовали аэродинамику автомобиля, опустив решетку радиатора. К концу того же года на автомобиль установили новый двигатель объемом 1,5 л, и о Вацлав Бобек за рулем версии с двумя компрессорами достиг нового скоростного рекорда в 197,8 км/ч, подарив Skoda 966 Supersport звание самого быстрого автомобиля Чехословакии своей эпохи.

Финальные усовершенствования кузова произошли в течение 1954 года. В соответствии с измененными правилами Skoda Supersport получила новые крупные крылья, зафиксированные на кузове. Ярослав Нетушил выступил в гонках за рулем представленного в экспозиции музея автомобиля в 1955 году. Год спустя началась разработка новой Skoda 1100 Special OHC — преемницы Supersport. В последующие годы обе Skoda 966 Supersport использовались для тренировок будущих гонщиков.