X

Как уникальный автопоезд 30-х гг. был сфотографирован в Киеве

Недавно появилась сделанная в Киеве редкая фотография, на которой изображен седельный тягач ЯГ-4 середины 30-х гг.

Нужно сказать, что в нашей стране в 30-е гг. автопром особо не баловал потребителей седельными тягачами для работы с полуприцепами. Предпочтение отдавалось автопоездам в составе бортового тягача с одно- или двухосным прицепом. В 1935 – 41 гг. было выпущено всего 221 седельный тягач на базе «трехтонки» ЗИС-5. А на Ярославском автозаводе такие машины вообще не выпускали.

Поэтому представляет особый интерес фотография с седельным тягачом ЯГ-4, сделанная на улицах столицы в конце 40-х гг. и опубликованная в Фейсбук группой Киев автомобильный – история. На ней машина изображена с одноосным полуприцепом для перевозки труб. Скорее всего, автомобиль был переоборудован в седельный тягач в одной из ремонтных автобаз.

Автопоезд в составе тягача ЯГ-4 на улице Богдана Хмельницкого (раньше – Ленина) в Киеве

Выпуск 5-тонных грузовиков ЯГ-4 начался в январе 1934 года. Они были оснащены двигателем типа ЗИС-5 и коробкой передач от этой же «трехтонки». Данный 6-цилиндровый агрегат имел рабочий объем 5555 см куб. и развивал 60 л. с. Однако этой мощности было недостаточно, поэтому максимальная скорость не превышала 40 км/ч.

ЯГ-4

Для середины 30-х гг. это была уже явно устаревшая машина. Система охлаждения оказалась малоэффективной. Двигатель установили слишком низко и его вентилятор мог охлаждать как следует лишь нижнюю половину радиатора. Что касается трансмиссии, то главная передача имела архаичные прямозубые шестерни, причем не шлифованные. Да и контроль качества нарезки их был недостаточен. В итоге редуктор заднего моста издавал при движении сильный гул.

Рулевое колесо диаметром в полметра поворачивать было нелегко: это мог делать только весьма сильный водитель. Тормоза имели механический привод и тоже требовали больших усилий. Деревянная кабина сильно расшатывалась, стеклоочистители работали плохо. Всего в 1934-36 гг. было выпущено 5 346 автомобилей ЯГ-4, в том числе 525 шасси.

Читайте також:
Як цукровий магнат привіз в Україну найперший автопоїзд

В мае 1936 года им на смену пришли грузовики ЯГ-6. Однако коренных изменений в них сделано не было. Тем не менее, производство машин типа ЯГ-6 было окончено лишь в 1943 году, когда завод перевели на выпуск гусеничных тягачей. Всего было выпущено 8 132 автомобиля ЯГ-6/ЯГ-6А.

ЯГ-6