С 1904 года и до наших дней бренд Rover был важной составляющей британского автопрома. Жаль, что 100-летний юбилей, который компания отметила в прошлом году, похоже, станет последней круглой датой в истории марки.
С 1904 года и до наших дней бренд Rover был важной составляющей британского автопрома. Жаль, что 100-летний юбилей, который компания отметила в прошлом году, похоже, станет последней круглой датой в истории марки.
| | С 1904 года и до наших дней бренд Rover был важной составляющей британского автопрома. Жаль, что 100-летний юбилей, который компания отметила в прошлом году, похоже, станет последней круглой датой в истории марки. |
В конце XIX века город Ковентри стал столицей британской велоиндустрии. Среди производителей особое место занимала Rover Company. Еще в 1884 году она стала пионером в изготовлении современного безопасного велосипеда, что позволило заявить: «Rover диктует моду в мире велосипедов». Интересно, что в некоторых регионах Украины велосипеды до сих пор называют «роверами».
Компания была основана в 1877 году двумя энтузиастами – Джоном Кемпом Стенли и Уильямом Саттоном. После ухода компаньона Стэнли оставался бессменным руководителем фирмы до самой смерти в 1901 году. В 1888-м он построил экспериментальный трицикл на электротяге, но на рынок самодвижущихся экипажей Rover Company вышла только в 1903 году с мотоциклом Imperial, оснащенным традиционным бензиновым мотором. Годом позже был представлен первый автомобиль – одноцилиндровая модель 8 HP с первой в мире хребтовой рамой. Следующие несколько лет компания Rover выпускала широкую гамму авто, включая модели с бесклапанными моторами Найта.
Во время Первой мировой войны Rover поставлял мотоциклы британской и русской армиям, a также по госзаказу строил грузовики марки Maudslay и автомобили Sunbeam. С середины 30-х годов компания Rover стремительно набирала обороты, расширив гамму моделей. До войны были построены два новых предприятия в Ковентри и Солихалле. Во время войны компания строила авиамоторы, а в 1948 году началось производство первой послевоенной модели P3.
Сквозь тернии к…
В 60-е годы на Британских островах было слишком много марок и моделей. Это и привело к серьезному кризису в автомобильной отрасли. Многие мелкие компании разорились, а оставшиеся начали объединяться. Так, в 1966 году Rover объединился с компанией Leyland, а год спустя был заключен альянс между Leyland group и British Motor Corporation (BMC), чей список марок включал Austin, Morris, Mini, MG и другие марки. Экономический и нефтяной кризисы начала 70-х, которые обрушились и на альянс в том числе, привели в 1975 году к национализации и дальнейшей реструктуризации компаний, входящих в его состав. В 1986 году British Leyland был переименовал в Rover Group, а двумя годами позже перешел под контроль концерна British Aerospace. В начале 1994 года, наигравшись в «машинки», British Aerospace продал Rover Group немецкому концерну BMW. Несмотря на появление широкой гаммы новых моделей, компания несла огромные убытки. Поэтому 16 марта 2000 года BMW объявила о расформировании Rover Group, в ходе которого марка Mini осталась во владении немцев, отделение Land Rover было продано Ford Motor, а новым владельцем «легкового» отделения стала британская холдинговая компания Phoenix, которая приобрела Rover Group за символические 10 (!) фунтов стерлингов 9 мая 2000 года. С этого момента правопреемницу Rover Group стали именовать MG Rover.
…банкротству
Независимость, безусловно, – хорошее качество. Но выжить в условиях глобализации независимым автомобильным компаниям становится все сложнее. Тем более что «потянуть» широкую модельную гамму самостоятельно британские автомобилестроители уже не в состоянии. Нынешней весной MG Rover оказалась банкротом и перешла, как в свое время British Leyland, под государственное управление. Дальнейшая судьба компании под вопросом. Известно лишь, что ее ожидает очередная распродажа по частям, первую из которых приобрела британская инжиниринговая фирма Chapman Automotive Limited. Сделка предусматривает передачу прав на марку MG и продажу оборудования, необходимого для производства родстеров MG F. Кто приобретет все остальное, пока неизвестно. Ясно лишь одно – с банкротством MG Rover пал еще один бастион британского автопрома…
«Голубой экспресс» |
В 1928 году Rover представил первую 6-цилиндровую модель. Автомобиль с открытым кузовом турер и 2,0-литровой «шестеркой» с верхним расположением распредвала предлагался по цене 410 фунтов. Модель Light Six 1930 года стоила даже меньше и оснащалась тем же двигателем, но установленным на укороченном шасси. Один из таких автомобилей с заказным кузовом обогнал знаменитый поезд «Голубой экспресс» на маршруте от Канн до французского порта Кале. С этим рекордом связана одна интересная история. Услышав об этом импровизированном состязании, один из энтузиастов автоспорта и по совместительству меценат, финансировавший компанию Bentley, Вульф Барнато весьма скептически отозвался о достижении Rover. Он заявил, что опередить поезд, который за время следования останавливается на час в Париже и еще на три с половиной часа в Марселе, не составляет труда, и пообещал обогнать «Голубой экспресс», но финишировать не в Кале, а в Лондоне. Сказано – сделано. На новеньком Bentley Speed Six Барнато не только обогнал поезд, но и, благополучно переправившись через Ла-Манш на пароме, приехал в Лондон за 6 минут до его прибытия в порт Кале! По иронии судьбы Rover благодаря широкому модельному ряду в период с 1933 по 1939 год смог увеличить годовой объем производства вдвое – с 5 до 11 тысяч автомобилей, в то время как Bentley потерпел фиаско и был продан компании Rolls-Royce. |
|
|
Вехи странствий |
1877 Джон Кемп Стенли и Уильям Саттон основали велосипедную фирму Rover. 1903 Первый мотоцикл Rover Imperial. 1904 Первый автомобиль – одноцилиндровый 8 HP c первой в мире хребтовой рамой. 1933 Первый серийный Rover с 6-цилиндровым мотором. 1948 Rover P3. Дебют первого серийного Land Rover. 1949 Rover P4. 1950 Rover Jet 1 – первый в мире газотурбинный автомобиль. 1958 Rover P5 – первый автомобиль марки с несущим кузовом. 1963 Rover P6 2000 – первый британский автомобиль с радиальными покрышками. Rover P6 2000 стал первым призером европейского конкурса Car of the Year. 1965 В состав Rover вошла фирма Alvis. 1966 Rover объединился с Leyland в Leyland group. 1968 Leyland group объединился с British Motor Corporation в British Leyland. 1970 Range Rover – первый в мире люксовый внедорожник. 1975 Национализация British Leyland. 1976 Rover SD1 завоевал титул Car of the Year в Европе. 1980 Начало сотрудничества с Honda. 1984 Rover 200 – первый Rover c передним приводом, аналог Honda Civic. 1986 После реорганизации British Leyland образована компания Rover Group. Дебют люксового седана Rover 800. 1988 Rover Group вошел в состав концерна British Aerospace. 1989 Второе поколение Rover 200. 1990 Второе поколение Rover 400 (на базе Honda Concerto). 1992 Rover 800. 1993 Появление Rover 600, созданного на базе Honda Accord. 1994 Rover Group вошла в состав BMW. 1995 Седан и универсал Rover 400 (на базе Honda Accord). Хэтчбек Rover 200 собственной конструкции. 1998 Появление новых Rover 25, 45 и 75. 9 мая 2000 года Rover был преобразован в новую компанию, получившую название MG Rover Group. 2001 Универсал Rover 75 Tourer. 2003 Совместная разработка с индийской Таta – хэтчбеки Streetwise и CityRover. 2004 Седан Rover 75 V8 и лимузин Rover 75 Limousine. |
|
|
Рождение Land Rover |
Морис Уилкс, один из руководителей компании, предложил идею создания легкого и простого автомобиля повышенной проходимости. Дело в том, что Морис увлекался сельским хозяйством, ему долгое время верой и правдой служил американский Willys. По мере того, как машина обрастала запасными частями, позаимствованными у Rover, зрела мысль о создании собственной конструкции. И уже в 1947 году начались ходовые испытания прототипа модели, которая получила имя Land Rover («Скиталец по земле»). Дефицитную сталь для кузова было решено заменить алюминием, который после войны в больших количествах остался на складах военной авиации. В апреле 1948 года на автосалоне в Амстердаме дебютировал первый Land Rover. 4-цилиндровый бензиновый мотор от первого послевоенного седана Р3 объемом 1,6 л мог работать на самом плохом топливе, выдавал 50 л. с. «Изюминкой» Land Rover был постоянный полный привод, в котором роль центрального дифференциала выполняла обгонная муфта, установленная в передней части раздаточной коробки. В поворотах она позволяла передним колесам крутиться быстрее и «обгонять» задние, а на бездорожье блокировалась – надо было лишь дернуть за уходившую вниз через отверстие в полу цепочку с кольцом. Так родилась новая марка Land Rover, хорошо известная до сих пор. |
|
|
Сергей Иванов
Фото MG Rover