В этом году на «ЗАЗе» начинается сборка машин марки Opel, ставшей всемирно известной еще задолго до появления автомобилей. Основанная в 1862 году Адамом Опелем фирма наверняка и сегодня славилась бы своими швейными машинками, велосипедами да мотоциклами, кабы не его пятеро сыновей.
В этом году на «ЗАЗе» начинается сборка машин марки Opel, ставшей всемирно известной еще задолго до появления автомобилей. Основанная в 1862 году Адамом Опелем фирма наверняка и сегодня славилась бы своими швейными машинками, велосипедами да мотоциклами, кабы не его пятеро сыновей.
В этом году на «ЗАЗе» начинается сборка машин марки Opel, ставшей всемирно известной еще задолго до появления автомобилей. Основанная в 1862 году Адамом Опелем фирма наверняка и сегодня славилась бы своими швейными машинками, велосипедами да мотоциклами, кабы не его пятеро сыновей. |
Успех был грандиозным – к 1887 году Nahmaschinen-Fabrik Adam Opel вышла на первое место в Европе. «Софии» (свою продукцию Адам назвал в честь жены, подарившей ему пятерых сыновей) продавались от Аргентины и Индии до Российской Империи и Алжира. «Швейный» успех позволил расширить производство: Адама и особенно его детей покорила новая диковинка – велосипед. Первый двухколесный Opel увидел свет в 1886 году, а спортивные успехи сыновей (ни много ни мало 560 побед за 6 лет!) послужили ему отличной рекламой.
Первый блин
В 1895-м над фирмой сгустились тучи: Адам умер от тифа, спрос на велосипеды стал резко снижаться. Параллельно росла популярность другого, еще более необычного транспортного средства – автомобиля. В 1897-м на городской гонке, сопутствовавшей Берлинской выставке, сыновья Опеля познакомились с Фридрихом Лутцманном, выступавшим на машине собственной конструкции. Инженер-самоучка выиграл уличную гонку, и братья пригласили его возглавить автомобильное отделение «Опеля», которое стало собирать по его лицензии авто (к слову, сильно смахивающие на Benz Velo). Строго говоря, братья не были, как абсолютное большинство автопроизводителей тех лет, фанатами машин. Прежде всего, все пятеро являлись предпринимателями, которым было относительно все равно, что выпускать: автомобили, аппараты для закупоривания бутылок или пожарные насосы.
Через год после начала сотрудничества появилась первая партия из одиннадцати Opel-Patentmotor Wagen, System Lutzmann (1 цил., 1545 см куб., 3,5 л. с., 20 км/ч, 1500 марок), продававшихся с превеликим скрипом. Всего до августа 1900 года, когда братья посетили Нюрнбергский автосалон, выпустили 65 машин. Внимательно изучив предложения других фирм на салоне, они закрыли автомобильное производство по причине неконкурентоспособности выпускаемой продукции. А на освободившихся площадях увеличили выпуск велосипедов, став к 1924-му мировым лидером в их производстве.
Попытка номер два
Зато на выставке братья познакомились с крупными французскими автопромышленниками Луи Рено и Александром Дарраком и стали немецкими концессионерами первого и генеральными импортерами второго. Причем из Франции поставляли только шасси «дарраков», а кузова делали в Рюссельхайме. На базе самого продаваемого и дешевого Opel-Darraq (2 цил., 1300 см куб., 9 л. с., 5000 марок) силами собственного заводского КБ в 1902 г. был создан первый «независимый» Opel 10/12 PS (1885 см куб., 12 л. с., 6000 марок). Причем машина пользовалась таким успехом, что даже экспортировалась во Францию, в те времена считавшуюся законодательницей автомод. Одновременно Опель начинают производить мотоциклы.
В 1904-м фирма продает 244 автомобиля и выходит на второе после Benz место на внутреннем рынке. Тогда же создается 4-цилиндровый мотор («спаренный» из двух 10/12 PS) и закладывается второй, исключительно автомобильный завод. В 1906-м, к моменту завершения сотрудничества с Darraq и выпуску тысячного Opel, был подготовлен маленький фаэтон 4/8 PS (4 цил., 1029 см куб., 8 л. с., 50 км/ч, 3950 марок), получивший имя собственное – Doctorwagen (докторский автомобиль). Пожалуй, это была первая в автомобильной истории модель, нацеленная на определенную группу покупателей.
В 1910 году Opel увеличивает продажи почти вдвое – с 845 до 1615 штук – и выходит на рынок грузовиков. Производственных мощностей постоянно не хватает, и часть завода по выпуску «Софий», сильно пострадавшего во время пожара в 1911 году, переоборудуют под сборку велосипедов и автомобилей. Причем братья Опель подошли к организации производства очень серьезно, позаимствовав у «оружейников» систему стандартизации и унификации узлов, благодаря которой можно было создавать комбинации из различных типов шасси, моторов и кузовов. До конвейерной концепции оставался всего шаг плюс резко улучшилось качество изготовления и сборки узлов. Это особо оценили военные – в 1914 году фирма стала главным поставщиком 3-тонных грузовиков и штабных авто для кайзеровской армии. Одновременно с их выпуском шла работа над флагманом – первой 6-цилиндровой моделью 18/50 PS. Но Германия проиграла Первую мировую войну, и большие машины едва не стали для фирмы камнем на шее.
С миру по нитке – Опелям на кафтан
Перелом в делах фирмы наступил только в 1923-м, когда для сборки малолитражки 4/12 (4 цил., 951 см куб., 12 л. с., 60 км/ч, 4500 марок) внедрили конвейер. Саму модель «подсмотрели» у Ситроена, к тому времени ставшего лидером французского рынка благодаря тому же конвейеру и постоянно дешевеющей малолитражке 5CV. Самым заметным отличием Opel от лимонно-желтой «пятерки» были форма радиатора и насыщенный зеленый цвет (за который 4/12 получила прозвище Laubfrosch – древесная лягушка). Путем изменения диаметра цилиндра и хода поршня немцы увеличили на 95 см куб. рабочий объем, на 5 мм удлинили базу и на столько же уменьшили колею. Столь незначительные для конструкции, но существенные для соблюдения патентного права инновации говорят о том, что немцы были готовы к тяжбе. К ярости Ситроена, они ее выиграли, хотя и в суде третьей инстанции.
«Лягушка», несмотря на свою простоту и неказистость, завоевала огромную популярность. И благодаря конвейерной сборке постоянно дешевела: сначала до 2980, затем до 1990 марок. В 1927-м на ее базе выпустили модель 7/34 (4 цил., 1695 см куб., 34 л. с., 90 км/ч, 1800 марок) – первое «женское» авто. Еще через год появился представительский Regent (8 цил., 5972 см куб., 110 л. с., 130 км/ч, 20890 марок). Но уже тогда было очевидно, что продавать дорогие машины под маркой, сделавшей себе имя на производстве доступных, крайне трудно: купили всего 25 «Регентов». А вот малолитражки шли нарасхват: в 1928-м, выпустив 43 тыс. авто, то есть в 9 раз больше, чем в кризисном 1925-м, Opel стал лидером немецкого автопрома – компания завоевала 37,5% внутреннего рынка.
Американский след
То, что Opel в частности и Германия вообще находятся на подъеме, было видно даже из-за океана. General Motors, ревностно следивший за уверенной поступью немецкого отделения Ford, намеревается укрепить свое присутствие на рынке Германии. И в придачу к своему берлинскому заводу, где собирали не очень-то продающиеся Chevrolet, решает приобрести отлично оснащенный завод Opel. Предприятие было одним из первых в Старом Свете, где, помимо конвейера, внедрили другие американские стандарты: жесткую систему допусков, единые требования к дилерам по обслуживанию клиентов, разветвленную сервисную сеть.
В 1929-м семейную фирму преобразовали в акционерное общество, 4/5 акций которого купил GM. С этого момента начинается резкая «американизация» Opel: они одними из первых в Европе получают «короткоходные» верхнеклапанные моторы, алюминиевые поршни, синхронизаторы в КПП, гидравлические тормоза, независимую подвеску передних колес. Даже внешне машины из Рюссельхайма стали похожи на Chevrolet и Pontiac: закрепленные непосредственно на крыльях фары, встроенные в кузов багажники, богатый хромовый декор. В 1935-м на Берлинском салоне дебютировала Olympia (4 цил., 1294 см куб. 29 л. с., 95 км/ч, 4100 марок) – первая, не считая неудачной попытки Citroёn, европейская машина с несущим кузовом. Годом позже появился Kadett (4 цил., 1073 см куб. 23 л. с., 98 км/ч, 2900 марок), самая популярная и «долгоиграющая» модель в истории фирмы, которая стояла на пол-ступеньки ниже «Олимпии» в модельной иерархии Opel. В том же 1936-м, продав 120144 машины, Adam Opel AG выходит на первое место в Европе. В Рюссельхайме окончательно отказались от выпуска мотоциклов, которые никогда не пользовались высоким спросом. Следом продают и велосипедное отделение.
В 1937 году Opel представил замену «Регенту» – Super 6 (6 цил., 2473 см куб., 55 л. с., 110 км/ч, 20890 марок), став на некоторое время крупнейшим в мире производителем 6-цилиндровых моторов. В несколько доработанном виде эта рядная верхневальная «шестерка» устанавливалась и на самый популярный среднетоннажник 30 – 40 гг. Opel Blitz, и на легковой Opel Kapitan, сменивший в 1939-м Super 6 и выпускавшийся вплоть до 1964 года. В том же 1937 году был заложен новый завод в Бранденбурге и появился представительский Admiral (6 цил., 3626 см куб., 75 л. с., 135 км/ч, 757000 рейхсмарок). Модель пользовалась спросом у нацистов, на некоторое время потеснив в своем классе Horch и Mercedes. Но развить успех было не суждено: в 1939-м сборку легковушек свернули, Вермахту куда нужнее были «опелевские» Blitz (выпущенные в годы войны рекордным тиражом – почти 100000). В 1940-м фирму национализировали, и президент GM сообщил на очередном собрании акционеров: «Главой нашего немецкого филиала теперь является мистер Гитлер».
После войны
К 1946 году от Adam Opel AG мало что осталось. С бранденбургского завода, попавшего в советскую оккупационную зону, все – от производственных линий до чертежей – было вывезено в СССР по репарациям. В 1947-м в Москве начали выпуск советского Opel – «Москвича» 400-й серии.
После восстановления из руин завода в Рюссельхайме там наладили выпуск слегка обновленных Olympia и Kapitan. Первая действительно новая модель, разработанная с чистого листа, – Record P1 – появилась только в 1953-м, одновременно был заложен первый в Германии автополигон. В 1962-м запустили новый завод в Бохуме для сборки «Кадетов». Вплоть до 70-х годов дизайн автомобилей Opel напоминал о заокеанском хозяине. Строительство нового полигона (старый уже не соответствовал постоянно растущим стандартам) в Дюденхофе и завода по выпуску комплектующих в Кайзерслаутерне позволило быстрее производить смену моделей. Как следствие, концерн снова стал крупнейшим немецким автомобилестроителем, завоевавшим более 20% внутреннего рынка. А в 1981-м объем производства достиг миллиона автомобилей в год.
Глобальная стратегия GM сделала популярность марки всепланетарной. Сейчас в мире насчитывается более полумиллиарда автомобилей, в основе которых лежат разработки Opel: американские Cadillac, австралийские Holden, бразильские Chevrolet, английские Vauxhall, корейские Daewoo. Модели Opel собирают в Германии, Бельгии, Испании, Венгрии и Польше. В нынешнем году к ним присоединилась и Украина, начав сборку Opel Astra на ЗАЗе.