Грузовики третьего поколения: важный год для АвтоКрАЗа
Важным событием в истории Кременчугского автозавода было образование 15 января 1976 года производственного объединения «АвтоКрАЗ». В середине 70-х гг. «КрАЗ» был крупнейшим в Европе производителем грузовиков тяжелого класса. Выпуск автомобилей нарастал год от года. Так, если в 1974 году было изготовлено 24 859 машин, то в 1975-м – уже 25 700 ед.
Для дальнейшего роста производства необходимо было активно искать новые организационные формы, улучшить работу со смежниками. Именно для это и было создано ПО «АвтоКрАЗ», в которое вошли помимо головного завода шесть предприятий-смежников. И результаты не замедлили сказаться: в 1976 году завод увеличил выпуск до 27 085 ед.
Этот год стал важной вехой завода и в другом отношении. Именно тогда появился целый ряд новых, более совершенных конструкций. В июне завершилась доработка автомобилей нового, третьего поколения – полноприводных грузовиков КрАЗ-260 (6х6). Межведомственная комиссия, отметив высокий технический уровень и достаточную надежность автомобиля, рекомендовала поставить его на производство, на вооружение армии и на экспорт.
Модель имела принципиальное отличие от своего предшественника – грузовика КрАЗ-255Б. Во-первых, она оснащалась новой, цельнометаллической кабиной и была современной по дизайну. А во-вторых, автомобили доработали под установку нового, многотопливного турбодизеля ЯМЗ-238Л мощностью 300 л. с. Примечательно, что это был первых и последний в СССР серийный автомобиль с многотопливным двигателем.
Что касается перспективных разработок, то в середине 1976 года был завершен испытательный пробег в 11 400 км уникального шарнирно-сочлененного автомобиля КрАЗ-6434 с колесной формулой 8х8. Особенностью компоновки была современная по дизайну кабина водителя, которая располагалась рядом с двигателем.
Продолжались работы и над уникальным автомобилем, оснащенным не дизелем, а газотурбинным двигателем. Первый образец – КрАЗ-Э260Е показал себя в общем неплохо, но имел из-за габаритов двигателя слишком длинный капот.
Поэтому в конце 1976 года был изготовлен новый образец – КрАЗ-2Э260Е. Благодаря новому компактному двигателю он отличался по внешнему виду от обычных КрАЗ-260 лишь выхлопными трубами по бокам кабины.
Сегодня «АвтоКрАЗ» переживает тяжелые времена, но его славная история позволяет верить в дальнейшее развитие этого единственного в Украине предприятия с полным циклом производство грузовиков.