ГАЗ-М20 «Победа»: «Русский стиль»
ГАЗ-М20 «Победа» стал одним из первых в мире автомобилей с понтонным кузовом несущей конструкции, а построенный на его базе ГАЗ-М72 – самым первым «люксовым» внедорожником…
ГАЗ-М20 «Победа» стал одним из первых в мире автомобилей с понтонным кузовом несущей конструкции, а построенный на его базе ГАЗ-М72 – самым первым «люксовым» внедорожником… |
Биография у модели ГАЗ-М20 весьма необычная. Прототип автомобиля был готов в ноябре 1944 года. Первоначально отсутствовало единство мнений о том, какой двигатель установить на новой машине. Главный инженер «ГАЗа» П. С. Кучумов считал, что на базовой легковой, как и на базовой грузовой послевоенных моделях необходим унифицированный шестицилиндровый двигатель, созданный на основе ГАЗ-11. Главный конструктор Андрей Липгарт стоял за четырехцилиндровую модификацию двигателя ГАЗ-11 с иными блоком и головкой цилиндров, коленчатым и распределительными валами. На смотре послевоенных моделей, состоявшемся 19 июня 1945 года в Кремле, Сталин отметил, что ГАЗ-М20 с шестицилиндровым двигателем недостаточно экономичен. Присутствовавший здесь Липгарт указал, что завод предусмотрел вариант с четырехцилиндровым мотором. По-видимому, такое объяснение несколько смягчило критическое отношение Сталина к машине и предопределило судьбу «четверки». Первую партию новых машин завод собрал 28 июня 1946 года, а 28 апреля 1947 года вождю показывали уже серийные «Победы».
Производство ГАЗ-М20, которое велось в небольших масштабах, было приостановлено в октябре 1948 года. Эксплуатация машин выявила много недоработок. За низкое качество автомобилей «Победа» освободили от должности директора «ГАЗа» И. К. Лоскутова. Ожидало наказание и А. А. Липгарта, но министру автомобильной промышленности С. А. Акопову удалось его защитить. Эти эпизоды ярко характеризуют обстановку, которая в те годы сопутствовала созданию и подготовке к производству новых моделей в весьма сжатые сроки.
«Детские болезни» «Победы» исчезли после ряда доработок. Конструкторы усилили кузов, ввели для задних рессор листы параболического сечения, усовершенствовали глушитель, применили отопитель и уплотнители кузова, увеличили высоту салона над задними сиденьями, модернизировали карбюратор, увеличили с 4,7 до 5,125 передаточное число главной передачи. Производство модернизированного автомобиля возобновилось 1 ноября 1949 года.
ГАЗ-М20 первых лет выпуска имел характерную отличительную черту – «трехэтажное» расположение горизонтальных декоративных брусьев на облицовке радиатора. С 1949 года («Победы» второй серии) на машинах – «двухэтажная» облицовка, коробка передач с синхронизаторами (с 1950 года) и рычагом переключения на рулевой колонке вместо напольного, отопитель, радиоприемник (в качестве опции). Теперь глушитель располагался не позади бензобака, а под полом в средней части машины. С 1952 года увеличена мощность двигателя до 52 – 55 л. с.
Третья серия (с 1955 г.) претерпела изменения и получила новую букву в индексе – ГАЗ-М20В (среди них облицовка радиатора с обобщенными формами, рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигнала, радиоприемник в качестве серийного оборудования, улучшенная обивка салона, чуть измененные по форме передние крылья).
Наряду с базовой моделью с кузовом седан с 1949 года выпускалась модификация с кузовом кабриолет, которая была на 20 кг тяжелее. За двенадцать с половиной лет с конвейера сошло 235999 «Побед», в том числе 184285 седанов, 14222 кабриолета и 37492 седана в исполнении «такси». По советской лицензии ГАЗ-М20 с 1951 года выпускал завод FSO в Варшаве (Польская Народная Республика). Эти машины носили марку «Варшава» и многократно модернизировались. За 23 года с конвейера сошло 253000 экземпляров таких автомобилей.
«Победа» с успехом экспонировалась на международных выставках и ярмарках, экспортировалась не только в социалистические страны, но и на западный рынок, в частности, в Финляндию и Бельгию.
| |
ГАЗ-М20 «Победа» (1949 – 55 г. в.) |
|