Бернард Чарльз Экклстоун: Просто Берни
Одни называют его Ringmaster, что можно перевести и как «хозяин», и как «властелин кольца». Другие – «Мистер Э». На парковке же паддока «Формулы-1» место, где обычно красуется его лимузин, обозначено лаконичной табличкой «Берни».
Одни называют его Ringmaster, что можно перевести и как «хозяин», и как «властелин кольца». Другие – «Мистер Э». На парковке же паддока «Формулы-1» место, где обычно красуется его лимузин, обозначено лаконичной табличкой «Берни». |
Он необычайно прост и невероятно богат. Он является классическим примером self-made man – человека, который сделал себя сам. Его карьеру постоянно сопровождает рой слухов и сплетен, возникающих на пустом месте. Его адреса и телефоны не значатся в справочниках. Его достижения просто невероятны – он владеет целым миром. Миром под названием «Формула-1»…
Он вышел родом…
Бернард Чарльз Экклстоун (Bernard Charles Ecclestone) родился 28 октября 1930 года в захолустном английском городке Сент-Питерс. Когда ему исполнилось девять, семья перебралась в Лондон, где Берни и получил образование – сначала обычное, а затем и техническое по специальности «инженер-химик». Однако с самого раннего детства Экклстоуна интересовали исключительно автомобили и мотоциклы. На последних он гонял примерно лет до пятнадцати, но после нескольких аварий решил, что четыре колеса как-то надежнее.
Так говорит Берни | |
| |
Даже под страхом смерти ни один биограф не рискнет назвать Экклстоуна выдающимся гонщиком; впрочем, неких успехов он все же добился. Так, 13 мая 1950 года на автомобиле Cooper 500 он участвовал в гонке «Формулы-3», которая предшествовала самой первой, инаугурационной гонке «Формулы-1» (кстати, одним из его соперников был легендарный Стирлинг Мосс). Таким образом, можно утверждать, что Берни находится в «Формуле-1» со дня ее основания.
Чтобы закончить тему карьеры Экклстоуна-гонщика, упомянем еще один любопытный эпизод. Уже будучи владельцем команды Connaught, на Гран-при Монако 1958 года Берни понял, что оба его гонщика недостаточно быстры, чтобы пройти квалификацию. Тогда разъяренный босс сам вскочил в седло… то есть, конечно же, сел за руль одного из болидов с намерением «показать этим неудачникам». Правда, из этого благородного начинания ничего не вышло – машина была откровенно слабой, и на старт гонки Экклстоун, как и его пилоты, не попал. Аналогичный эпизод (и с тем же успехом) произошел чуть позже в Сильверстоуне – с тех пор Берни не пытался участвовать в гонках лично…
Триумфы и трагедии
Зато его карьера бизнесмена напоминала стремительно взлетающий «Конкорд». Еще с ранних лет Берни отличался деловой хваткой – говорят, он мог, например, пораньше приехать в школу, скупить в буфете все сладости, а потом с выгодой продать их одноклассникам. Сладости сменились часами и ручками; им на смену пришли любимые «двухколесные друзья». К 21 году Экклстоун владел собственным салоном по продаже подержанных мотоциклов в восточном Лондоне – кстати, одним из его первых клиентов был легендарный гонщик Джон Сертис. Возможно, именно он натолкнул Экклстоуна на мысль вложить деньги, помимо мотоциклов, автомобилей и недвижимости, в «Формулу-1»…
Так говорит Берни | |
| |
К 1957 году идея обрела реальные очертания. Экклстоун скупил имущество уже упомянутой команды Connaught и вошел в мир «Ф-1» в качестве бизнесмена. Однако первый блин оказался известно какой формы – болиды Connaught не могли составить конкуренцию не то что лидерам, а даже середнякам. В довершение несчастий 25 октября 1958 года после аварии на Гран-при Марокко скончался один из гонщиков Экклстоуна и его близкий друг Стюарт Льюис-Эванс. Эта трагедия заставила Берни уйти из «Формулы-1» и вернуться к привычному бизнесу.
Впрочем, долго обходиться без автоспорта Экклстоун не смог. В середине шестидесятых он возвращается в «Ф-1» в качестве менеджера австрийского гонщика Йохена Риндта. И надо же такому случиться, 5 сентября 1970 года, досрочно завоевав чемпионский титул, погибает и Риндт! Словно злой рок навис над Берни – однако и этот удар судьбы не стал для него нокаутом. Мужественно пережив случившееся, Экклстоун за 200 тысяч фунтов покупает гоночную команду Brabham.
Так говорит Берни | |
| |
Через тернии к звездам
Именно с этого момента начался стремительный взлет Экклстоуна к тому невероятно высокому положению в обществе, которое он занимает сейчас. Под его руководством команда Brabham одержала 22 победы и завоевала два чемпионских титула (Нельсон Пике в 1981 и 1983 годах). Естественно, в этом немалая заслуга и гонщиков, и главного конструктора команды Гордона Мюррея – однако кто, как не Берни, разглядел их таланты и предложил сотрудничество? Тем не менее к концу 80-х Экклстоун принял решение продать команду (кстати, без Берни она смогла просуществовать лишь 4 года и, благополучно обанкротившись, покинула «Ф-1») – ведь его ждали поистине великие дела.
Еще в 1971 году, купив Brabham, Экклстоун автоматически приобрел и членство в Ассоциации Конструкторов «Формулы-1» (FOCA). Уже спустя год он по сути возглавил эту организацию, хотя номинально стал всего лишь ее секретарем. Шесть лет спустя, в 1978-м, Берни официально занял пост президента FOCA, сумев с тех пор превратить ее из посредника между хозяевами команд и организаторами гонок в мощную структуру, установившую тотальный контроль над всеми доходами «Формулы-1». На этом пути ему пришлось выдержать и войну за власть с Международной федерацией автоспорта FISA, и битву с владельцами команд, закончившуюся подписанием «Договора Согласия» (намек на площадь Согласия в Париже, где в основном и проходили переговоры). Назвать этот путь легким язык не повернется. К чему же он привел?
Так говорит Берни | |
| |
Кто Вы, «Мистер Э»?
На сегодняшний день Берни Экклстоун остается президентом FOCA, а также одним из богатейших людей Великобритании. Его состояние в 2001 году оценивалось в 4 миллиарда фунтов, что автоматически ставило его на третье место в списке самых состоятельных людей страны. Впрочем, юридически это несметное богатство принадлежит не Берни, а его красавице-жене, хорватской супермодели Славике, с которой Берни познакомился в 1981 году (с тех пор они живут в любви и согласии, вырастив двоих дочерей, Тамару и Петру). Собственно говоря, семейный трастовый фонд Экклстоунов так и называется SLEC, что означает SLavica ECclestone.
При всем этом Берни остается простым в общении и жестким в бизнесе человеком со своеобразным чувством юмора. «Меня похоронят в автобусе, в котором я веду дела в дни Гран-при, – как-то сказал он. – Выроют прямо в паддоке яму такой величины, чтобы туда поместились и я, и весь автобус…» Исчерпывающий автопортрет, вы не находите?
Из жизни Экклстоуна | |||||||
| |||||||