X

150 лет компании Opel: Машинка фрау Софии

В этом году компания Opel отмечает 150-летие. За полтора века она прошла путь от небольшой семейной мануфактуры по выпуску швейных машинок и велосипедов до одного из крупнейших в Европе производителей автомобилей.

В этом году компания Opel отмечает 150-летие. За полтора века она прошла путь от небольшой семейной мануфактуры по выпуску швейных машинок и велосипедов до одного из крупнейших в Европе производителей автомобилей.

В этом году компания Opel отмечает 150-летие. За полтора века она прошла путь от небольшой семейной мануфактуры по выпуску швейных машинок и велосипедов до одного из крупнейших в Европе производителей автомобилей.

Основатель знаменитой компании – Адам Опель (1837–1895), старший сын кузнеца из небольшого старинного города Рюссельсхайм, с детства живо интересовался техникой. Он работал помощником кузнеца сначала в Бельгии, а затем во Франции. Однажды на выставке в Париже Адам увидел настоящее чудо – швейную машинку. Ее конструкция настолько поразила молодого человека, что он устроился на фирму по выпуску швейных машин и трудился там около трех лет. Домой Опель вернулся в 1862 году с серьезным намерением создать собственную компанию по производству швейных машин. Настойчивость и упорство в достижении цели дали свои плоды: к 1867 году Адам вместе с младшим братом Георгом сумел построить для фабрики новое двухэтажное здание. В это же время он женился на девушке из состоятельной семьи Софии Шиллер, а в 1870 году в ее честь компания выпустила новую модель швейной машинки – Sophia. К 1911 году на фабрике изготовили около миллиона машинок.

Первый автомобиль Opel Patent Motorwagen System Lutzmann увидел свет в 1899 году. Он был изготовлен по лицензии Фридриха Лутцманна в количестве 67 экземпляров.

София подарила Адаму пятерых сыновей – Карла, Вильгельма, Генриха, Фридриха и Людвига. Все они унаследовали от отца любовь к технике и активно увлекались только входившими в моду велосипедами. Опель-старший скептически относился к этой двухколесной конструкции, но энтузиазм сыновей и огромный спрос на новую забаву победили. Первый велосипед Opel появился в 1886 году, а к середине 20-х годов ХХ века компания ежедневно выпускала 4 тысячи велосипедов.

Адама Опеля не стало в сентябре 1895 года. Наследники видели будущее компании в производстве самодвижущихся экипажей. Для создания собственной конструкции у братьев Опель не было ни средств, ни опыта, поэтому они искали помощи на стороне. Несколько лет ушло на переговоры с различными производителями. 21 января 1899 года братья приобрели лицензию на автомобиль у Фридриха Лутцманна. Первый автомобиль Opel построили весной. Всего же в 1899-м изготовили 11 легких экипажей с расположенным горизонтально под сиденьем одноцилиндровым 1,5-литровым мотором мощностью 4 л. с. В 1902 году братья приобрели шестилетнюю лицензию у французской фирмы Darracq на производство легких двухместных машин с 2-цилиндровым 8-сильным мотором. Автомобили Opel-Darracq оказались на редкость удачными и создали марке хорошую репутацию. Одновременно наладили выпуск мотоциклов. Накопив некоторый опыт, братья Опель решились на создание автомобиля собственной конструкции. Новинка дебютировала осенью 1902 года на выставке в Гамбурге. Opel 10/12 PS оснащался 2-цилиндровым 12-сильным мотором объемом 1,9 л, позволявшим разгонять машину до 45 км/ч.

В дни своего 150-летия компания Opel AG предлагает покупателям широкую гамму ярких и самобытных моделей – от субкомпактного хэтчбека Agila до внедорожника Antara. Кроме того, наряду с пассажирскими производится несколько коммерческих моделей – от маленького Corsa Van до многофункционального семейства Movano. Всего же за послевоенный период выпущено около 40 моделей легковых автомобилей и их модификаций.

1837–1895
Основатель компании Адам Опель родился в семье кузнеца и с малых лет живо интересовался техникой.
  
1868
Адам Опель женился на Софии Шиллер, которая родила ему пятерых сыновей: Карла, Вильгельма, Генриха, Фридриха и Людвига.
1886
Компания выпустила первый велосипед, а к середине 20-х годов XX века заняла лидирующие позиции в мире.
1899
Opel Patent Motorwagen System Lutzmann, ставший первым автомобилем компании, не пользовался популярностью.
1902
После неудачи с машиной Луцмана компания приобрела 6-летний патент на выпуск авто у французской фирмы Darracq. На фото – 9-сильный Opel-Darracq.
1909
Дебютировала модель Opel 4/8 HP, получившая прозвище Doktorwagen благодаря популярности у практикующих врачей.
1924
Opel стал первым в Германии автопроизводителем, освоившим конвейерную сборку. Дебютировала модель 4/12 НР, прозванная за ярко-зеленый цвет Laubfrosch (с нем. – «древесная лягушка»).
1930
Дебютировал грузовик Blitz (с нем. – «молния»), который на долгие годы стал важным источником доходов компании, а эмблема модели в виде молнии со временем стала логотипом марки Opel.
1935
Opel Olympia Cabriolet стал первым массовым немецким автомобилем. Компания лидировала в Германии по объему производства – 100 тысяч машин в год.
1936
Opel Kadett первым из моделей компании получил фары, интегрированные в кузовные панели.
1936
Освоен выпуск 6-цилиндровой модели Opel Super 6. На фото изображен кабриолет с кузовом немецкого ателье Glaser.
1937
Флагманом модельной гаммы стал Opel Admiral, оснащенный 3,6-литровым 6-цилиндровым мотором.
1938
На автошоу в Берлине публике представили новую модель – Opel Kapitan. В 1940 году она стала миллионным автомобилем марки. В 1948 году модель вновь заняла место на конвейере и выпускалась до 1953 года.
1953
Opel Olympia Rekord стал первым автомобилем, спроектированным после войны и получившим кузов понтонного типа.
1953
Новое поколение модели Kapitan получило современный трехобъемный кузов. В стилистике чувствовалось влияние американской дизайнерской школы.
1968–1973
Opel GT – одна из самых стильных моделей, когда-либо выпускаемых компанией. Дебютировала в качестве концепта в 1965 году на автошоу во Франкфурте.
1978
Opel Monza первого поколения выпускалась с 1978 по 1982 год. Спортивный автомобиль с кузовом фастбек получил новый 3,0-литровый 6-цилиндровый мотор мощностью 180 л. с.
1982
Открылся новый завод компании в испанской Сарагоссе, где организовали производство новой компактной модели Corsa.
1989
На заводе в Рюссельсхайме изготовили 25-миллионный автомобиль. Им стала флагманская модель Omega.

1992
Дебютировал полноразмерный внедорожник Opel Monterey, который предлагался с 3- и 5-дверным кузовом и двумя размерами колесной базы.

2006
На авто­шоу в Женеве представили Opel GT нового поколения. Двухместный родстер выпускали 3 года. Всего изготовили 7,5 тысячи.
2010
Стартовало производство гибридной бензо-электрической модели Opel Ampera. Она оснащена 1,4-литровым 86-сильным бензиновым ДВС и двумя электромоторами мощностью 111 и 55 кВт.
2012
В марте на автосалоне в Женеве дебютирует первый в истории марки компактный кроссовер Mokka.

Сергей Иванов
Фото Opel AG