Почему некоторые водители, зная, что большая скорость смертельно опасна, все равно регулярно ее превышают? Что это – безнаказанность, вера в свои силы, или кайф от скорости?
Ежедневно в мире происходят десятки страшных аварий с жертвами. И виновница этих ДТП – скорость, являющаяся основной причиной аварий во всех без исключения странах. Видеосъемками этих эксцессов наполнены соцсети, да мы и сами регулярно наблюдаем лихачей на дорогах.
Но откуда берутся эти горе-гонщики, плюющие на риск и ответственность? Почему некоторые водители, зная, что большая скорость приводит к авариям и смертям, все равно регулярно ее превышают? А чем вы себе объясняете поведение таких автомобилистов? Варианты ответов ниже предполагают разговор именно о регулярном превышении скорости, а не о случайном, редком или ситуативном.
Почему некоторые водители регулярно превышают скорость?
Вариант ответа: безнаказанность
Предполагается, что водителей-лихачей либо не наказывают, либо наказывают недостаточно «больно».
Однако, как же тогда это согласуется с огромными штрафами стран Европы и Запада, где полиция регулярно ловит водителей на скорость, штрафует, наказывает баллами, лишает прав и садит в тюрьмы? И при этом, в данных странах превышение скорости все равно остается главной причиной аварий.
Один мой собеседник, проживший несколько лет в США, рассказывал, как несколько раз являлся свидетелем странных ситуаций на дороге.
Когда он поинтересовался у американцев, как такое возможно при отлаженной системе работы патрульной полиции, огромных штрафах и неподкупных американских судах, ему сказали, что такое бывает.
Некоторая часть водил грузовиков «закидывается» амфетаминами, и «топит» по трассе, не взирая ни на что. Итогом становятся страшные ДТП, либо их ловят патрульные, и тогда не просто штрафуют на тысячи долларов, а за наркотики, нарушение ПДД и создание аварийной ситуации навсегда (либо на годы) лишают прав, и сажают в тюрьму.
Напрашивается вывод: на некоторую часть водителей наказания действуют – они боятся тюрьмы, лишиться прав, и не хотят отдавать кровно заработанные деньги. Но, какая-то часть людей плюет и на это. И сколько таких людей среди тех, кто регулярно превышает скорость, никто не знает. Может, меньшая часть, а, может, и бОльшая.
Вариант ответа: кайф от скорости
Любопытно, но многие мои знакомые, которым я задала вопрос «почему некоторые водители регулярно превышают скорость?», ответили, что тут виноват кайф от драйва. Завороженность, адреналиновая или почти наркозависимость от скорости.
Сколько таких водителей среди тех, кто регулярно лихачит на дорогах? Львиная доля или меньшинство? Никто не знает, потому что никто почему-то не задается этим вопросом.
Выводы: пугают ли таких автомобилистов штрафы и наказания? Вряд ли. Для них в разных странах изобретены свои «идиотен-тесты» – проверка на психологическую адекватность и готовность человека на постоянной основе нарушать правила. Ведь на самом деле, такие люди фактически являются бомбой на дороге. Поэтому их стараются отсеять, лишить вообще возможности управлять транспортом.
Вариант ответа: уверенность в своих силах
Бывает, заговоришь с водителями о превышении скорости, и всегда найдется кто-то уверенный, что ему скорость – нипочем! «Мои реакции отточены, я – 20 лет за рулем, и у меня богатый опыт!», – скажет он.
Видео недавней аварии на трассе Киев-Одесса возле с.Чабаны. О комплексе причин этого ДТП можно спорить. Но то, что водитель легковушки, подъезжая к перекрестку, не должен был так мчать, не вызывает сомнений.
Ну, давайте думать и считать.
Что главное в способности предотвратить аварию? Наше время реакции на изменение дорожной обстановки. Это время в среднем составляет одну секунду. У кого-то оно 0,8 с, у кого-то – 1,2 с.
Как водитель реагирует на изменение дорожной обстановки? Сначала он видит, либо при ограниченном обзоре – слышит. Это точка отсчета. От глаз/ушей сигнал поступает в центральную нервную систему, где и происходит его обработка и принятие решения – изменить направление движения, тормозить, и т.д. Затем уже следует реакция водителя.
Учтите, что некоторые факторы, вроде усталости, громкой музыки, неблагоприятных погодных условий увеличивают время реакции почти вдвое. Так что 1 секунда – это еще хорошо, может быть и 2 с.
«Ну что такое 1-2 секунды?!», – скажете вы. Считаем.
Все мы знаем, что пройденное расстояние – это скорость, помноженная на время. То есть, за одну и ту же одну секунду при бОльшей скорости автомобиль проезжает бОльшее расстояние. Но насколько больше? Давайте посчитаем длину тормозного пути авто, учитывая время водительской реакции. Для этого применяют формулу:
(Скорость в км/ч : 10) x 3 = тормозной путь в метрах с учетом реакции водителя
при скорости 50 км/ч выходит (50/10) х 3 = 15 метров. С учетом времени на принятие решения и самого торможения со скорости 50 км/ч ваша машина до полной остановки проедет еще 15 метров.
На 80 км/ч: (80/10) х 3 = 24 метра
На 100 км/ч: (100/10) х 3 = 30 метров
На 120 км/ч: (120/10) х 3 = 36 м
На 140 км/ч: (140/10) х 3 = 42 м
Также на мокром асфальте тормозной путь увеличивается на 25%.
Выводы: каким бы опытным, ловким и знающим вы ни были, ваше время реакции на изменяющуюся дорожную обстановку будет всего на доли секунды лучше, чем у менее опытного водителя. И даже при самой быстрой реакции на скорости 80 км/ч и выше ваша машина проедет еще несколько десятков метров. Это не поможет избежать аварии!
Так как же бороться с водителями, регулярно превышающими скорость?
Как видно из вышеописанного, единого способа нет. Очевидно, сначала стоит понять, сколько среди таких водителей наркоманов скорости, тех, кто, не взирая ни на что, уверен в своих силах, и просто пофигистов. И к каждому из них применять свои методы. Одним только усугублением наказаний проблему не решить.