Не все знают, что украинский автопром не ограничивается привычными «горбатыми», «Волынянками» и «Ланосами». Понятие концептуальных автомобилей украинской автомобильной промышленности также знакомо.
Итак, нереализованный потенциал украинского автопрома.
1. ЗАЗ-970Б, 1962 год. В 1962 году завод «Коммунар» представил целое семейство легких автомобилей 970-го семейства (все колесной формулы 4х2), среди которых был и цельнометаллический фургон ЗАЗ-970Б. Внешний вид всего семейства разрабатывали в заводском бюро архитектурного оформления автомобиля. Автомобили комплектовались форсированным до 27 л.с. двигателем от ЗАЗ-965А (располагался сзади) и стандартной коробкой передач. Грузоподъемность машины составляла 350 кг с водителем и пассажиром. Заднемоторная компоновка 970-го семейства обусловила своеобразие доступа к грузу в кузов фургона – грузовые двери располагались по обеим сторонам кузова.
2. ЗАЗ-110260, 1990 год. Кабриолет на базе «Таврии» разработали в НТЦ «ЗАЗ-Автотехника» и предназначалась машина в основном для поставки на экспорт. По некоторым данным, всего в цехе опытного производства изготовили три экземпляра кабриолета. Примечательно, что на этапе разработки модели присвоили индекс ЗАЗ-110260, но в силу, возможно, отказа со стороны НАМИ выдать отраслевую сертификацию на эту модификацию, впоследствии этот индекс получил грузо-пассажирский хэтчбек.
3. КМЗ-4 «Киев», 1961 год. В конце 50-ых гг. на заводе велись работы по созданию развозных микрогрузовиков для народного хозяйства. Грузовик получил двухцилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения от мотоцикла К-750 (26 л. с.), который поместили под грузовой платформой, четырёхступенчатую коробку передач и привод на задние односкатные колёса. Грузовая платформа — деревянная. Тормоза и рулевой механизм были позаимствованы от легкового автомобиля ЗАЗ-965. На испытаниях все машины серии показали себя неплохо, однако, запуск микрогрузовики в крупную серию признали нецелесообразным.
4. ЛуАЗ-1301, 2002 год. В апреле 2002 года Генеральный Директор ЛуАЗа сообщил, что принято окончательное решение о серийном производстве ЛуАЗ-1301. На май того же года запланировали не только показ базовой трехдверной модели. Ожидалось, что объем инвестиций, необходимых для постановки ЛуАЗ-1301 в серийное производство, составит на первом этапе $3 млн. – это только в 2002 году. 17 сентября 2003 года Кабинет Министров Украины своим постановлением утвердил инвестиционную программу ЛуАЗу. Однако, уже через две недели, 1 октября того же года, Указом Президента данное Постановление Правительства было отменено. Официальная версия – инвестпрограмма ЛуАЗа, как и тогдашний закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине». Автомобиль получил полный привод с блокировками дифференциалов. В качестве базового силового агрегата с пятиступенчатой коробкой передач предусматривался МеМЗ-2457 мощностью 58 л. с., однако была предусмотрена и возможность комплектации машин ВАЗовскими двигателями.
5. ЛуАЗ-1901 «Геолог», 1998 год. В целях оживления спроса автозавод попытался предложить гражданским потребителям продукцию, ранее им недоступную – на киевском автосалоне SIA-99 Луцкий автозавод представил полноприводный автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ-1901 «Геолог». Автомобиль имел трехмостовую схему с равномерным размещением мостов по базе, вследствие чего мог преодолевать рвы и канавы шириной до 1,4 метра. При этом независимая подвеска всех колёс в сочетании с большей общей длиной обеспечивала куда плавное движение по пересечённой местности. Автомобиль мог преодолевать подъёмы до 58% и удерживаться на боковом уклоне в 40 градусов. Как и другие военные ЛуАЗы, модель «1901» была амфибией. Движение на плаву также осуществлялось за счета гребного эффекта ведущих колес, обеспечивавших скорость передвижения до 5 км/ч. На ЛуАЗ-1901 применили трёхцилиндровый дизель 3ДТН Харьковского завода им. Малышева.
6. «Старт», 1964 год. Разработан и изготовлен в 1963 году силами Северодонецкой авторемонтной базы и Северодонецкого производственного объединения «Стеклопластик» с использованием комплектующих от ГАЗ-21. Всего изготовлено более 150 автомобилей. Внешний вид автомобиля разрабатывал художник-конструктор Юрий Иванович Андрос. Интересно, что работы по созданию микроавтобуса проводились исключительно по личной инициативе и не имели должной официальной поддержки. Один экземпляр микроавтобуса, будучи подаренным П. Е. Шелесту, первому секретарю ЦК КП Украины, оснастили автономной системой спецсвязи КГБ, вмонтированной в крышу кузова.
7. «Заря», 1966 год. Автомобиль разработали и выпускали на мощностях Северодонецкой авторемонтной базы, которая известна производством микроавтобусов «Старт». Планы авторемонтной базы были весьма серьёзными, готовились мощности для запуска автомобиля, которые позволили бы выпустить пробную серию в 50 автомобилей, подсчитали даже примерную розничную стоимость автомобиля, которая не превышала 5000 рублей, но в связи с ненадежной конструкцией от производства решили отказаться. В 1966-67 годах автомобиль экспонировался на ВДНХ, получил несколько почётных наград и призов.
8. НАМИ-ЛАЗ-750, 1951 год. В 1951 году на ЛАЗе изготовили опытную партию компактных электромобилей из 20 машин. В конструкции электромобиля применили много нестандартных решений: например, рама в виде пространственной фермы, каркас кузова из алюминиевых профилей. Для погрузки-выгрузки почты служили два боковых подъемных люка с правой стороны (в открытом положении они вдвигались под крышу). Источником питания на Львовских машинах служили железоникелевые батареи. Запас хода составлял 55-70 км, а наибольшая скорость – 30-36 км/ч. Изготовленные электромобили эксплуатировались в Москве и Ленинграде на доставке почты с 1952 по 1958 г.
9. ЛАЗ «Украина-1», 1961 год. В июле 1961 года на ЛАЗе построили экспериментальный автобус «Украина». Помимо совершенно нового кузова, выполненного в ЛАЗовском стиле – на основе безрамного несущего основания, автобус получил и ряд новых узлов, таких как пневматическая подвеска и телескопические амортизаторы двухстороннего действия, гидроусилитель руля и пневмогидравлический привод тормозов, электропневматический привод КПП и ручной тормоз барабанного типа. На автобусе применен новый тогда V-образный двигатель ЗИЛ-130, мощностью 150 л. с. и 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач. В салоне у «Украины» расположились кресла «самолётного типа» на 36 пассажиров.
10. ЛАЗ «Украина-67». На образованном при заводе ЛАЗ Головном специализированном конструкторском бюро по автобусам (ГСКБ) в начале 1967 года создали экспериментальный образец туристического автобуса ЛАЗ «Украина». Этот автобус обладал очень интересным и оригинальным дизайном, сочетавшим в себе уже уходящие веянья начала 60-х (застеклённые скаты крыши) и совершенно авангардные детали в виде задней стенки с обратным наклоном и фар в специальных нишах, напоминающих воздухозаборники реактивных самолётов. В салоне автобуса имелось всё для дальнего путешествия – комфортабельные сидения на 37 посадочных мест, гардероб, умывальник. На автобусе установили двигатель ЗИЛ мощностью 180 л. с. Весной 1967 года этот автобус вместе с автобусом ЛАЗ-699А принял участие в международном конкурсе автобусов в Ницце (XVIII Международная автобусная неделя), где получил следующие награды: Приз Президента Франции, два Больших приза отличия и Специальный приз оргкомитета – за участие в ралли, Серебрянную медаль кузовостроителей за конкурс кузовов, Большой приз и Кубок оргкомитета за технические испытания, а также Большой кубок за абсолютное первое место по мастерству вождения.