Утилитарный внедорожник ГАЗ-67, на котором мы поездили ко Дню Победы, поразил простотой и невероятной тягой.
Ко Дню Победы обозреватель «Автоцентра» протестировал утилитарный армейский внедорожник ГАЗ-67 образца 1943 года. Найти автомобиль Великой Отечественной войны для импровизированного тест-драйва не составило особого труда: в Украине есть немало людей, для которых понятия «история Отечества» и «история техники» неразделимы. Данный экземпляр «газика» как раз готовился к реконструкции исторического боя тех времен, который патриотические организации и ретро-клубы традиционно проводят ко Дню Победы.
Спроектированный и выпускавшийся в Горьком (ныне Нижний Новгород) ГАЗ-67 был вторым советским джипом, являясь, по сути, модернизацией аналогичного ГАЗ-64. Машина почему-то известна в первую очередь как командирская, хотя создавалась она как многоцелевой армейский автомобиль – универсальный, не боящийся распутицы, плохого топлива и не требующий СТО для любого ремонта. Конструкторы создали автомобиль на базе узлов уже выпускающихся серийно горьковских автомобилей. Поэтому у него двигатель от легковой «эмки» ГАЗ-М1 и коробка передач от грузовой «полуторки», от нее же – некоторые детали облицовки и компоненты интерьера. Ходовая часть просто поражает простотой и неубиваемостью, хотя она требовала частого обслуживания – шприцевания сочленений, протяжки крепежа и пр.
Местами автомобиль кажется примитивным. Например, система обдува лобового стекла теплым воздухом от двигателя через стреловидные «сопла» на внешней поверхности капота. Или бензобак, пристроенный между двигателем и лобовым стеклом, но позволявший обходиться без капризного по тем временам бензонасоса. По свидетельствам некоторых современников, в годы войны машину производили из расчета максимального пробега в 5 тыс. км – больше на войне не было нужно. Подобные машины не жили дольше, потому что обстрелы, бомбежки и переправы были страшнее любых километров. Горьковский автозавод, где собирали ГАЗ-67, немцы бомбили, причем не раз – успешно. Машины выпускались порой в полуразрушенных цехах, по обходным технологиям. Достаточно сказать, что в самые «горячие» месяцы 1943 года многие серийные экземпляры отличались между собой габаритными размерами. Но они отлично ездили, таскали 45-миллиметровые пушки, возили снаряды, почту, связных и командиров.
На фоне сказанного наш обозреватель садился за руль этого «газика» буквально с благоговением. Тонкий эбонитовый руль, (а были и деревянные версии!), вполне податливый, тугие педали, жесткие и строгие рычаги КП и раздатки, точное попадание в передачи… О комфорте посадки говорить не приходится – все мысли только о том, чтобы не вылететь на ходу через отсутствующую в принципе дверь. Первая передача невероятно мощная – ведь она позволяла трогаться даже с 76-миллиметровой пушкой на буксире, (понижающей ступени в раздатке нет).
Весной 2012-го мы едем по Киеву без пушки, поэтому легко трогаемся со второй. Тяговитый низкооборотный мотор прощает неаккуратное (с непривычки) обращение со сцеплением, «вниз» приходится переключаться с двойным выжимом, (вот они где пригодились – навыки езды на ГАЗ-66 в провинциальной автошколе ДОСААФ!). Динамика достаточная – на городских улицах машина не «тупит», хотя на загородной трассе, конечно, нашелся бы транспорт и побыстрее нас. На ямах в асфальте машину потряхивает, но несильно. Съезд с дороги в лесок остается для подвески незамеченным – большие колеса и шесть рессор поглощают, кажется, любые неровности.
Настоящая проблема – сесть на заднее сиденье. Даже с опущенным тентом это нелегко, поскольку спинка переднего сиденьица, откидываясь, только перегораживает и без того узкий проход. Задний диванчик рассчитан на двоих, но места для четырех ступней маловато. Между тем известно, что машину часто эксплуатировали как шестиместную – двое «дополнительных» бойцов садились на задние колесные арки. Куда они девали ноги в кирзовых сапогах и свое оружие, понять столь же трудно, как и то, почему они не выпадали на ходу со своего высокого «положения»…
Но на войне о комфорте не думали. Зато наш утилитарный внедорожник обставлял по проходимости модную иномарку – «Виллис», ремонтировался в любой лесополосе, не боялся самого плохого бензина и при большой необходимости мог работать на керосине. Одним словом, поклон ему – и всем тем, кто воевал на нем и рядом с ним – от нас, ездящих сегодня на суперкомфортабельных седанах, кроссоверах, купе и прочем блестящем во всех отношениях транспорте.