В декабре 1976 года коллекция «дорогого Леонида Ильича» пополнилась новым автомобилем – представительской «Чайкой» ГАЗ-14. По случаю юбилея модели мы решили вспомнить о короткой, но яркой жизни советского лимузина…
В декабре 1976 года коллекция «дорогого Леонида Ильича» пополнилась новым автомобилем – представительской «Чайкой» ГАЗ-14. По случаю юбилея модели мы решили вспомнить о короткой, но яркой жизни советского лимузина…
В декабре 1976 года коллекция «дорогого Леонида Ильича» пополнилась новым автомобилем – представительской «Чайкой» ГАЗ-14. По случаю юбилея модели мы решили вспомнить о короткой, но яркой жизни советского лимузина… |
Московские чекисты отправили машину на заслуженный отдых, и в 1996 году лимузин ГАЗ-14 «Чайка» с заводским номером 134 попал в заботливые руки Владимира. Стоит ли говорить, что за 16 лет эксплуатации автомобиль изрядно «устал» от службы «в органах», поэтому неудивительно, что специалисту пришлось потратить немало времени и сил, чтобы отреставрировать этот редкий и интересный экземпляр. Давайте вернемся на 30 лет назад, в годы «развитого социализма», и попытаемся разобраться, что скрывалось под красивым именем «Чайка».
От «Чайки» к «Чайке»
Советская автомобильная промышленность тех лет рапортовала о невиданных успехах. Набирали обороты «КАМАЗ» и «ВАЗ», осваивались новые модели грузовых и легковых автомобилей. Одной из них была горьковская «Чайка» ГАЗ-14. Машина пришла на смену 13-й модели, которая выпускалась с 1959 года. К середине 60-х конструкция первой «Чайки» устарела, и завод начал работу по созданию ее преемницы – ГАЗ-14. Конструкторам поставили задачу повысить комфортабельность машины, безопасность, надежность и долговечность, улучшить ее динамические показатели, а также снизить трудоемкость обслуживания. При этом ряд узлов и деталей новой модели предполагалось унифицировать с уже производимыми. Дизайнерам необходимо было создать гармоничный внешний облик, не подвластный веяниям моды, учитывая высокие затраты на производство и малый объем выпуска автомобиля. И эти задачи были успешно выполнены – даже сегодня ГАЗ-14 выглядит вполне современно, хотя проект утверждался макетной комиссией еще в 1969 году. Команда инженеров под руководством Просвирина приступила к воплощению идеи в жизнь. С 1967 по 1976 год было изготовлено 8 опытных образцов ГАЗ-14. После испытательного пробега по маршруту Крым – Кавказ государственная комиссия рекомендовала новую «Чайку» к производству. Выявленные во время пробега недоработки были исправлены, а в декабре 1976 года темно-вишневую «Чайку» под номером 1 подарили Леониду Ильичу на 70-летие. Серийный же выпуск второго поколения «Чайки» начался в октябре 1977 года.
Общая компоновка автомобиля выполнена по классической схеме – двигатель впереди, ведущие колеса задние. Кузов монтировали на Х-образной хребтовой раме. Однако для увеличения пространства салона базу удлинили на 200 мм (3450 мм). По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 40 мм (1580 мм). Соответственно, сместился вниз центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость при движении на высоких скоростях.
Сделано в СССР
Разработка нового ГАЗа – значительный шаг в истории отечественного автопрома. Модель отличалась высоким техническим уровнем и комфортом. Именно на этой машине впервые применили вентилируемые передние дисковые тормоза, гидротолкатели клапанов, бесшкворневую переднюю подвеску, струйные фароочистители, электрообогрев заднего стекла и т. п.
Двигатель «Чайки» был хорошо уравновешен. Коленчатый вал снабдили гасителем крутильных колебаний. Гидравлические толкатели способствовали снижению шума, а две системы зажигания и подачи топлива (два бензонасоса и два двухкамерных карбюратора) обеспечивали стопроцентную надежность. V-образная 220-сильная «восьмерка» объемом 5,5 л легко разгоняла машину весом 2,6 тонны до 175 км/ч. А чтобы достичь 100 км/ч, требовалось 15 секунд.
| |
Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имел два независимых контура, каждый из которых действовал на два передних и одно заднее колесо. Тормозная система включала центральный вакуумный усилитель, действующий на двойной главный цилиндр, и два гидровакуумных усилителя – по одному в каждом контуре. Встроенный сигнализатор извещал о выходе из строя одного из контуров.
Благодаря сочетанию больших бескамерных шин, мягкой подвески и длинной базы автомобиль буквально плыл по дороге.
Ручная работа
Советские «Чайки» – машины особенные. Их собирали не на конвейере, а бригадно-стапельным методом в специально созданном ГАЗовском цехе малых серий. При заводской сборке на каждый узел автомобиля заводили свой техпаспорт, где создавшая его бригада отмечала все индивидуальные особенности, а каждый специалист, приложивший руку к его созданию, расписывался в определенной графе. Хотя на кузовные детали имелись штампы и элементы были взаимозаменяемыми, сборка кузова требовала много ручного труда и большой аккуратности. Кузов после сварки опаивали. В процессе подгонки кузовных элементов и хромированных деталей кузовная часть собиралась и разбиралась несколько раз. После сборки кузова для выравнивания поверхностей и удаления зазоров на него наносилась не традиционная шпаклевка, а слой олова, и все – вручную.
Подголовники и подлокотники комфортабельных кресел обтягивали натуральной шерстью или кожей преимущественно английской марки Connolly – поставщика Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Средний ряд сидений был откидным и при необходимости легко складывался в ниши в спинках передних кресел. Существовало два варианта обивки салона: бежевый и темно-зеленый.
Покраска кузова производилась специальной нитроэмалью радикально черного цвета «вороново крыло». После нанесения каждого из 15 слоев автомобиль тщательно полировали.
Удобство и комфорт «слугам народа» обеспечивали электрические стеклоподъемники, прикуриватели, четыре пепельницы, телефон, обогрев боковых дверных и заднего стекол, стереофонический приемник высшего класса «Радиотехника» с кассетной приставкой «Вильма». Управление радиоприемником с пульта, встроенного в подлокотники заднего сиденья, было основным – водитель обязан безропотно мириться со вкусами хозяина.
После окончания строительства каждой машине предстояло пройти государственные испытания. Своего полигона ГАЗ не имел, поэтому «Чайки» наматывали сотни километров по дорогам области, или же автомобили отправляли на полигон в город Дмитров. Затем машину возвращали в цех, производили ТО, обтягивали крепеж, еще раз красили и полировали вручную, и лишь после этого передавали заказчику.
Для слуг народа
«Чайки» предназначались для служебного пользования в высших государственных учреждениях, дипломатических и торговых представительствах за рубежом.
Большинство 14-х «Чаек» имели закрытый четырехдверный кузов седан без внутренней перегородки, но по спецзаказу собирали и лимузины со стеклянной перегородкой, отделявшей водителя от важных персон.
По заказу Министерства обороны СССР разработали модификацию «Чайки» с открытым кузовом «кабриолет» серого цвета. На этих автомобилях принимали военные парады в округах, а одну из машин даже предоставили Фиделю Кастро в личное пользование. В наши дни мы могли увидеть такое авто на военном параде в Киеве (см. АЦ № 45’2003). Всего было выпущено 15 кабриолетов.
Жертва перестройки
«Полет» ГАЗ-14 оборвался на 11-м году жизни, глупо и нелепо. В разгар перестроечной борьбы с привилегиями не просто прекратили выпуск модели, но зачем-то уничтожили технологическую оснастку, рабочую документацию и кузовные штампы. Последняя «Чайка» выпорхнула из стен завода 24 октября 1988 года. Всего в Горьком было произведено 1114 экземпляров таких машин. Несколько сотен автомобилей сохранилось до настоящего времени. Их еще можно встретить на дорогах благодаря коллекционерам и реставраторам, которые сберегли и дали новую жизнь этим прекрасным автомобилям, бережно сохранив кусочек нашей истории.
| |
ГАЗ-14 «Чайка» |
|