В этом году Запорожский автомобилестроительный завод отмечает 150-летие.
История ЗАЗа начинается 1863 года, когда голландский колонист Абрагам Кооп основал предприятие по выпуску сельскохозяйственных машин и оборудования. 1923 предприятие переименовали в «Коммунар», наладили выпуск комбайнов и другой сельхозтехники. А уже в 1959 году с конвейера сошел первый автомобиль компании – ЗАЗ – 965 «Запорожец», напоминает Gazeta.ua.
Сейчас Запорожский автомобилестроительный завод – это мощное предприятие по выпуску автомобилей в Украине. Там проходит полный цикл сборки автомобилей – от штамповки и изготовления кузовных деталей к уборке. Двигатели к ЗАЗам делают на заводе в Мелитополе. С 2004 года на предприятии начали выпуск корейской легковушки Daewoo Lanos, который через три года стал самым массовым автомобилем Украины. Сейчас корейский модель выпускают с 1,5 – литровым и 1,4 – литровым двигателями под названием «ЗАЗ Ланос», а такие же, но с 1,3- литровым силовым агрегатом и трансмиссией украинской разработки – «ЗАЗ Сенс». Для производства кузовов Lanos завода пришлось почти полностью изменить все оборудование, ведь новый автомобиль требовал других технологий штамповки, сварки и окраски. А роботизированное оборудование для сборки «Таврии» и «Славуты « уже не подходило.
Сейчас Lanos изготавливают в четыре этапа – прессовое производство деталей, сварка их между собой, окраска и сборка. Кузовные детали изготовляют на прессовом оборудованы FAGOR, Hitachi Zosen, Erfurt, Ravne – металл с большого мотка попадает на конвейерную линию, где пресс предоставляет деталям форму. Затем выштампованные элементы кузова перевозят на линию сварки, там их сваривают японские и немецкие роботы. Незначительные крепления приваривают сварщики автозавода. Уровень качества кузовов определяют в лаборатории геометрии кузова. Там координатно-измерительная машина PRO Compact сканирует поверхности с помощью лазера, затем через специальную программу выводит все показатели на монитор.
Когда кузов уже сваренный и к нему прикручены крылья, двери, капот и крышка багажника, его отправляют на покраску. В цехе для окрашивания сначала обезжиривают и фосфатируют кузова. Для этого их погружают в специальные ванны с растворами. Затем будущие машины грунтуют и отправляют на линию окраски. Там – девять современных роботов, пять из них предназначены для нанесения краски, четыре – лака. Каждый из двух конвейеров окраски имеет протяженность 4 км, в час там красят 32 кузова.
После окраски и сушки кузова перевозят в сборочный цех, прикручивают сначала там детали ходовой части, двигатель, трансмиссию, а затем переходят к установке мелких элементов. За каждые две минуты с конвейерной линии сборки выходит новый Lanos.