Снегоход «Рысь»: Олени – хорошо, а «Рысь», однако, лучше
Снегоходы создавались как альтернатива оленьим и собачьим упряжкам. Сейчас же это преимущественно средство для активного отдыха. И очень дорогая игрушка – новые прогулочные снегоходы именитых марок (Yamaha, Polaris, Arctic Cat и Bombardier) стоят $4 – 12 тыс. «Бюджетная» альтернатива – уфимская «Рысь».
Снегоходы создавались как альтернатива оленьим и собачьим упряжкам. Сейчас же это преимущественно средство для активного отдыха. И очень дорогая игрушка – новые прогулочные снегоходы именитых марок (Yamaha, Polaris, Arctic Cat и Bombardier) стоят $4 – 12 тыс. «Бюджетная» альтернатива – уфимская «Рысь». |
Мотонарты
Именно так именовали первый отечественный снегоход в передаче «Это вы можете» в 1972 году. «Буран», построенный в Рыбинском «почтовом ящике» по образу и подобию пионера снегоходостроения Bombardier, стал главной темой передачи. Причем обычной дискуссии о необходимости или ненужности не получилось – у «мотонарт» просто не оказалось идейных оппонентов. Но помимо отличных внедорожных качеств и феноменальных тяговых свойств, снегоходы обладают еще и безразмерным адреналиновым потенциалом. В конечном итоге именно он и стал залогом их популярности: сегодня снегоход – это куда чаще спортивный снаряд, средство для развлечения, чем ТС.
Внучка «Бурана»
В конце 90-х у «Бурана» появилось сразу несколько «последователей» – более комфортабельных и скоростных. Один из них – спортивно-прогулочная «Рысь» Уфимского моторостроительного производственного объединения. Как и в случае с «Бураном», за основу был взят Bombardier, правда, не утилитарный, а более комфортабельный и скоростной «турист». С принципиально отличной от «бурановской» конфигурацией ходовой – осталась одна гусеница, зато лыж стало вдвое больше. Базовая версия «Рыси» УС 440-119 стоит в среднем от $1800, «спортивная» 45-сильная УС 440-121 с укороченной гусеницей – $1900 – 2000. Что же предлагается за такую привлекательную (иномарки стоят как минимум вдвое дороже) цену?
«Собачье» сердце
В отличие от ходовой, в «делах сердечных» «Рысь» недалеко ушла от своего предшественника. Под капотом тарахтит такой же двухцилиндровый «двухтактник» воздушного охлаждения. Да, «двушки» по сравнению с более современными 4-тактными моторами как минимум на треть прожорливее, несоизмеримо шумнее, неудобны в эксплуатации (при заправке обязателен долив масла). При этом сгорающая смесь топлива и масла оставляет на снегу грязный след, а после оттепели – впитывается в почву. Но такие моторы не в пример компактнее, при том же рабочем объеме мощнее в полтора-два раза и, что важнее всего в суровых условиях, куда надежней и неприхотливей.
Часто приходится слышать, что 38 – 40 л. с. (в зависимости от года рождения «Рыси») для машины такого класса маловато. Но думается, настоящая проблема не в недостатке подкапотного поголовья, а в безопасности трасс и проходимости «мотонарт». Поля изобилуют забытыми боронами, леса – пеньками, а реки из-за глобального потепления не успевают промерзнуть до необходимой для проезда снегохода толщины. Проходимость для снегохода – палка о двух концах: сделаешь гусеницу больше или, как в «Буране», двойной – здорово проиграешь в управляемости и весе, главных преимуществах «спортсменов». Зато у «Рыси» настолько удачна кривая крутящего момента, что тяги хватает в любых условиях. По этой же причине она, в отличие от большинства одноклассников, не чурается бурлачно-тяговой работы. Рекомендованная заводом масса прицепа – 250 кг, но «Рысь» легко берет на тонну больше, лишь бы снег не был рыхлым.
Удобства – снаружи
Количество приборов минимально (спидометр со счетчиком суточного и общего пробега и примитивный указатель уровня топлива), но это компенсируется вполне удачной эргономикой руля. Он удобен для водителей любого роста и не задевает колени при максимальных углах поворота, что не редкость для одноклассников «Рыси». Кроме того, большой руль позволяет сажать перед собой пассажира – как ребенка, так и взрослого. Это крайне важно, потому что сидящим сзади держаться, кроме водителя, фактически не за что: арматура багажника явно для этого не предусмотрена. Оптимальны также размеры площадок для ног, где без проблем помещается широкая зимняя обувь (даже иномарки не всегда могут этим похвастаться). А вот сиденье не понравилось – слишком мягкое, тонкое и скользкое.
Впрочем, наверняка большую часть времени вы будете стоять на своих двух – машина буквально провоцирует на активное вождение и прыжки. Благодаря жестким подвескам и удачному сочетанию центра тяжести с размерами лыж и гусеницы «Рысь» легко управляется даже на высоких скоростях и пускается в искусственный занос «точно по расписанию». Сплошное многочасовое удовольствие. Отдельное спасибо конструкторам вариатора – по четкости работы он ни в чем не уступает иномарочным. Часто ли такое можно сказать о постсоветской технике?
Кстати, заявленная максимальная скорость (90 км/ч) сравнительно легко превышается на специальных трассах (в Украине есть как минимум одна такая – на горе Тростян, что возле поселка Славское Львовской области) или на льду замерзших рек.
Половник дегтя
Одним словом – целая бочка сплошного меда. А как же деготь? Недостатков у «Рыси» всего два, но они практически неискоренимы: качество сборки и ресурс. Если с первым борются, превентивно перебирая машину после покупки и раз в две-три недели подкручивая-подвинчивая все, что только можно, то с недолговечностью справляться пока не научились. Поэтому трех-пятилетние «Рыси» стоят соблазнительно мало – 800 – 1000 у. е.
«Рысь» УС 440-119 |
|