ТрайкДавайте определимся сразу: трайк – не мотоцикл с коляской, как думают многие, не «инвалидка» и не ошибка природы. И не извращение самой мотоидеи, как считают некоторые байкеры-ортодоксы.
ТрайкДавайте определимся сразу: трайк – не мотоцикл с коляской, как думают многие, не «инвалидка» и не ошибка природы. И не извращение самой мотоидеи, как считают некоторые байкеры-ортодоксы.
Давайте определимся сразу: трайк – не мотоцикл с коляской, как думают многие, не «инвалидка» и не ошибка природы. И не извращение самой мотоидеи, как считают некоторые байкеры-ортодоксы. |
Откуда ты такой?
Несмотря на молодость трайка, происхождение этой «колесницы Армагеддона», как называли его добропорядочные журналы, покрыто мраком. Истории неизвестно ни имя первого трайкера, ни точное место его обитания. Немцы, в 90-е перехватившие у американцев пальму первенства в выпуске этих аппаратов, «обвиняют» в появлении трайков именно последних. Сами янки «вины» не отрицают, но кивают на тех самых байкеров, вернувшихся с фронтов Второй мировой инвалидами. Говорят, именно они первыми стали переделывать развозные трициклы (как видите, конструктивно трайк уже существовал) Indian Dispatch Tow и Harley Davidson Servi-car (АЦ’23.2003), в изобилии имевшиеся на любой более или менее крупной свалке. А вот первые шаги к «превращению» известны: все органы управления выносились на руль, а вместо ящика с поручнями устанавливались кресла для однополчан. Затем стали менять переднюю вилку на чопперную, растягивать раму, выбрасывать все «ненужное» (крылья, зеркала, фары), ставить сзади автомобильные колеса потолще… И понеслось – в 80 – 90-е классикой жанра считалась конструкция с хромированной 2-метровой вилкой, задней частью (мотор, трансмиссия, мост) от «Жука» и катками размером не меньше 295/50 R15. У нас о трайках узнали во второй половине 80-х благодаря культовому в СССР австралийскому фильму «Безумный Макс» с Мелом Гибсоном.
От самопала – к серийным образцам
Современный трайк, несмотря на преобладающее заблуждение, вовсе не самоделка. Постройкой «тачанок» занимаются небольшие фирмы в Западной Европе и Северной Америке, в основном, в Германии и США. Работают все они под заказ, выпуская от нескольких десятков до полутысячи трициклов в год. Как правило, у таких фирм несколько исходных моделей. Клиент оговаривает тип и марку мотора, комплектацию, расцветку, отделку, количество сидений и даже задних колес. Самый быстрый способ построить «камбалу» – взять тяжелый турер (Honda Gold Wing, Harley Davidson FLHTCUI, BMW LT) и вместо заднего колеса просто добавить двухскатную тележку с оформленным в соответствии со стилем исходника задком. Около десятка фирм выпускают специальные киты-конструкторы со всем необходимым, чтобы владелец своими силами смог превратить свой байк в трайк. Радикальный способ – создать «камбалу» на стальной раме с классическим американским пятилитровым V8. То же и с ценами – самый дешевый, в минимальной комплектации и с «воздушкой» от VW Kafer обойдется в Германии никак не меньше 10000 евро без доставки, растаможки и т. п. Оформление – отдельная история. В Западной Европе «тачанки» относят к автомобилям – по крайней мере, так записано в их технической документации. У нас, скорее всего, их тоже классифицируют как авто – в ПДД сказано, что мотоцикл, даже 3-колесный, может иметь массу не более 400 кг.
Что за рыба «камбала»?
Основа основ трайка – хребтовая стальная рама и передняя вилка (диаметром 40 – 55 мм) параллелограммного типа. Обе, естественно, хромированные. Часто фирмы предлагают чисто чопперный вариант, с жесткой передней вилкой, без демпферов. Задняя подвеска обычно независимая. Тормоза могут быть и дисковыми, и барабанными, причем нередко на переднее колесо тормоз вообще не ставят – хватает задних. Силовой агрегат – одно-двухлитровая автомобильная или мотоциклетная «воздушка» (в странах СНГ донором часто становится «Запорожец») мощностью 40 – 100 л. с. Как показывает практика, стосильного мотора хватает, чтобы разогнать полутонную «камбалу» до 200 км/ч, потратив на преодоление первой сотни 8 – 10 секунд. За океаном все по-другому. Законодатель жанра североамериканского рынка, Boss Hoss, использующий исключительно V8 от Chevrolet, оснащает свои трайки тремя разными моторами на выбор. Самый простой и доступный (52000 евро) 5,7-литровый 162-сильный разгоняет 750-килограммовую «тушу» до 100 км/ч за 6 секунд, «максималка» – 188 км/ч, расход топлива – 11 л на 100 км. В наиболее «навороченном» варианте (8,2 л, 502 л. с., 62500 евро) динамические характеристики становятся рекордными для любой трехколесной техники, будь то трайк, мотоцикл с коляской или автомобиль: 4,9 сек, 250 км/ч. Правда, и расход рекордный – 15 – 18 л на 100 км. Во всем остальном принципиальных отличий между национальными трайкостроительными школами нет. КПП обычно автомобильная – 4 ступенчатая с передачей заднего хода. У нас КПП часто от 968-го «Запорожца». Самое интересное – рычаг КПП торчит из бака в аккурат между ногами байкера. Представляете, как переключение передач выглядит со стороны? Зато переключать можно любой рукой. Бак (или баки) на 30 – 44 литра – под сиденьями, а тот бочонок, что перед водителем, – часто бутафория. Габариты: длина – до четырех, ширина до двух метров, так что диаметр разворота вполне автомобильный – восемь метров. Зато можно тягать прицепы массой до 600 кг.
Дело вкуса
Поскольку встречающиеся у нас трайки – исключительно «самопал», говорить об особенностях национальной езды не совсем правильно. Если верно просчитаны сочетания основных параметров: (центр тяжести, длина, ширина, вынос вилки и т. д.), то можно свободно проходить Г-образные повороты без страха кувыркнуться или проскользить мимо поворота с вывернутой в сторону виража вилкой.
И раньше, и сейчас большинство байкеров считают трайки чем-то инородным, не имеющим ни мотоциклетной динамики и вездеходности, ни комфорта и грузоподъемности автомобилей. В наши дни, когда цена трайка вполне сопоставима с автомобильной, трудно логически обосновать потребность в езде на трех колесах. Но трайки, как и мотоциклы с колясками, все еще популярны как нечто диковинное, необычное и забавное. Впрочем, как и сам мотоцикл – для большинства современных автомобилистов.