X

От байков к трайкам

ТрайкДавайте определимся сразу: трайк – не мотоцикл с коляской, как думают многие, не «инвалидка» и не ошибка природы. И не извращение самой мотоидеи, как считают некоторые байкеры-ортодоксы.

ТрайкДавайте определимся сразу: трайк – не мотоцикл с коляской, как думают многие, не «инвалидка» и не ошибка природы. И не извращение самой мотоидеи, как считают некоторые байкеры-ортодоксы.

Давайте определимся сразу: трайк – не мотоцикл с коляской, как думают многие, не «инвалидка» и не ошибка природы. И не извращение самой мотоидеи, как считают некоторые байкеры-ортодоксы.

Трайк – это мотоцикл симметричной конструкции с задней осью от легковушки, что задает совсем иную динамику движения, чем у «колясочника», – он ведет себя одинаково как при левом, так и при правом повороте. Симметричная конструкция обуславливает сохранение конфигурации колеи при изменении нагрузки и избавляет от проблем с курсовой устойчивостью. Считается, что с помощью такой конструкции искалеченные ветераны Второй мировой решали проблему управления мотоциклом.

Откуда ты такой?

Несмотря на молодость трайка, происхождение этой «колесницы Армагеддона», как называли его добропорядочные журналы, покрыто мраком. Истории неизвестно ни имя первого трайкера, ни точное место его обитания. Немцы, в 90-е перехватившие у американцев пальму первенства в выпуске этих аппаратов, «обвиняют» в появлении трайков именно последних. Сами янки «вины» не отрицают, но кивают на тех самых байкеров, вернувшихся с фронтов Второй мировой инвалидами. Говорят, именно они первыми стали переделывать развозные трициклы (как видите, конструктивно трайк уже существовал) Indian Dispatch Tow и Harley Davidson Servi-car (АЦ’23.2003), в изобилии имевшиеся на любой более или менее крупной свалке. А вот первые шаги к «превращению» известны: все органы управления выносились на руль, а вместо ящика с поручнями устанавливались кресла для однополчан. Затем стали менять переднюю вилку на чопперную, растягивать раму, выбрасывать все «ненужное» (крылья, зеркала, фары), ставить сзади автомобильные колеса потолще… И понеслось – в 80 – 90-е классикой жанра считалась конструкция с хромированной 2-метровой вилкой, задней частью (мотор, трансмиссия, мост) от «Жука» и катками размером не меньше 295/50 R15. У нас о трайках узнали во второй половине 80-х благодаря культовому в СССР австралийскому фильму «Безумный Макс» с Мелом Гибсоном.

От самопала – к серийным образцам

Современный трайк, несмотря на преобладающее заблуждение, вовсе не самоделка. Постройкой «тачанок» занимаются небольшие фирмы в Западной Европе и Северной Америке, в основном, в Германии и США. Работают все они под заказ, выпуская от нескольких десятков до полутысячи трициклов в год. Как правило, у таких фирм несколько исходных моделей. Клиент оговаривает тип и марку мотора, комплектацию, расцветку, отделку, количество сидений и даже задних колес. Самый быстрый способ построить «камбалу» – взять тяжелый турер (Honda Gold Wing, Harley Davidson FLHTCUI, BMW LT) и вместо заднего колеса просто добавить двухскатную тележку с оформленным в соответствии со стилем исходника задком. Около десятка фирм выпускают специальные киты-конструкторы со всем необходимым, чтобы владелец своими силами смог превратить свой байк в трайк. Радикальный способ – создать «камбалу» на стальной раме с классическим американским пятилитровым V8. То же и с ценами – самый дешевый, в минимальной комплектации и с «воздушкой» от VW Kafer обойдется в Германии никак не меньше 10000 евро без доставки, растаможки и т. п. Оформление – отдельная история. В Западной Европе «тачанки» относят к автомобилям – по крайней мере, так записано в их технической документации. У нас, скорее всего, их тоже классифицируют как авто – в ПДД сказано, что мотоцикл, даже 3-колесный, может иметь массу не более 400 кг.

Что за рыба «камбала»?

Основа основ трайка – хребтовая стальная рама и передняя вилка (диаметром 40 – 55 мм) параллелограммного типа. Обе, естественно, хромированные. Часто фирмы предлагают чисто чопперный вариант, с жесткой передней вилкой, без демпферов. Задняя подвеска обычно независимая. Тормоза могут быть и дисковыми, и барабанными, причем нередко на переднее колесо тормоз вообще не ставят – хватает задних. Силовой агрегат – одно-двухлитровая автомобильная или мотоциклетная «воздушка» (в странах СНГ донором часто становится «Запорожец») мощностью 40 – 100 л. с. Как показывает практика, стосильного мотора хватает, чтобы разогнать полутонную «камбалу» до 200 км/ч, потратив на преодоление первой сотни 8 – 10 секунд. За океаном все по-другому. Законодатель жанра североамериканского рынка, Boss Hoss, использующий исключительно V8 от Chevrolet, оснащает свои трайки тремя разными моторами на выбор. Самый простой и доступный (52000 евро) 5,7-литровый 162-сильный разгоняет 750-килограммовую «тушу» до 100 км/ч за 6 секунд, «максималка» – 188 км/ч, расход топлива – 11 л на 100 км. В наиболее «навороченном» варианте (8,2 л, 502 л. с., 62500 евро) динамические характеристики становятся рекордными для любой трехколесной техники, будь то трайк, мотоцикл с коляской или автомобиль: 4,9 сек, 250 км/ч. Правда, и расход рекордный – 15 – 18 л на 100 км. Во всем остальном принципиальных отличий между национальными трайкостроительными школами нет. КПП обычно автомобильная – 4 ступенчатая с передачей заднего хода. У нас КПП часто от 968-го «Запорожца». Самое интересное – рычаг КПП торчит из бака в аккурат между ногами байкера. Представляете, как переключение передач выглядит со стороны? Зато переключать можно любой рукой. Бак (или баки) на 30 – 44 литра – под сиденьями, а тот бочонок, что перед водителем, – часто бутафория. Габариты: длина – до четырех, ширина до двух метров, так что диаметр разворота вполне автомобильный – восемь метров. Зато можно тягать прицепы массой до 600 кг.

Дело вкуса

Поскольку встречающиеся у нас трайки – исключительно «самопал», говорить об особенностях национальной езды не совсем правильно. Если верно просчитаны сочетания основных параметров: (центр тяжести, длина, ширина, вынос вилки и т. д.), то можно свободно проходить Г-образные повороты без страха кувыркнуться или проскользить мимо поворота с вывернутой в сторону виража вилкой.

И раньше, и сейчас большинство байкеров считают трайки чем-то инородным, не имеющим ни мотоциклетной динамики и вездеходности, ни комфорта и грузоподъемности автомобилей. В наши дни, когда цена трайка вполне сопоставима с автомобильной, трудно логически обосновать потребность в езде на трех колесах. Но трайки, как и мотоциклы с колясками, все еще популярны как нечто диковинное, необычное и забавное. Впрочем, как и сам мотоцикл – для большинства современных автомобилистов.

Сергей Суховский
Фото Юрия Панина и из архива автора