21 сентября 1945 года вышло правительственное постановление об организации Киевского мотоциклетного завода
В этот день, ровно 75 лет назад было принято постановление Совета народных комиссаров об организации Киевского мотоциклетного завода на базе Бронетанкового ремзавода №8.
Еще в 1932 году были образованы автобронетанковые мастерские Киевского военного округа, которые занимались ремонтом боевых и транспортных машин. В 1941 году они были преобразованы в 8-й Бронетанковый ремонтный завод. После окончания войны завод было решено перевести на мирные рельсы.
Для освоения выпуска мототехники в Киев привезли оборудование немецкого завода Wanderer из города Хемниц, который оказался в советской зоне оккупации. В декабре 1945 завода в Киеве собрали из машинокомплектов первые 10 мотовелосипедов, а в сентябре 1946-го началось их серийное производство. До конца года было изготовлено 100 машин, которые получили название К1Б «Киевлянин».
Нужно сказать, что сам завод Wanderer не выпускал двигатели к своим мотовелосипедам. Этим занимался завод Fichtel & Sachs в городе Швайфурт, который поставлял моторы к моделям и других производителей. Так что поначалу на «Киевлянин» ставили привозные моторы из Германии – одноцилиндровые, рабочим объемом 98 см куб. и мощностью 2,3 л. с. В Киеве же их производство наладили только к 1949 году.
Как и немецкий прототип, «Киевлянин» имел двухступенчатую коробку передач, переключение осуществлялось небольшим рычажком справа на бензобаке. Мотовелосипед весил 65 кг, развивал скорость до 50 км/ч и расходовал на 100 км пробега 2,25 л топлива. Производство К1Б прекратилось в 1953 году – всего было изготовлено около 30 тыс. ед.
После окончания войны появилась потребность в легком и дешевом транспортном средстве для инвалидов. С этой целью на Киевском мотозаводе разработали трехколесную мотоколяску К1В. В ней были использованы узлы и агрегаты мотовелосипеда К1Б, но имелись и серьезные отличия. Двигатель получил принудительное воздушное охлаждение и был снабжен кожухом. Руль сделали в виде длинного рычага, а для запуска двигателя имелся еще один рычаг. Таким образом все управление осуществлялось только руками. Первые машины К1В были собраны в декабре 1946 года, а в следующем году началось их серийное производство. Всего до 1953 года было изготовлено около 19 тыс. колясок К1В.
Новым, принципиально важным этапом в истории завода стал переход на выпуск иной продукции – тяжелых мотоциклов с коляской. Еще в 1951 году начали с производства мотоциклов М-72 (двигатель 750 см., 22 л. с.), которые фактически были копиями довоенного BMW R71.
Но уже в 1957 году началось производство более совершенных мотоциклов К-750 (мощность 26 л.с.), а десять лет спустя появился мотоцикл К-650 «Днепр» (двигатель 32 л. с.).
В 70-е гг. производились усовершенствованные мотоциклы серии МТ (32/36 л. с.), а в 80-е – «Днепр 11» и его вариант с ведущим колесом коляски – «Днепр 16».
Нужно сказать, что на Киевском мотозаводе был создан целый ряд интересных гоночных мотоциклов для шоссейно-кольцевых соревнований.
В лучшие времена завод выпускал десятки тысяч мотоциклов в год. Они экспортировались в 80 стран на пяти континентах. А вот в 90-е гг. производство мотоциклов в Киеве, к сожалению, стало быстро сокращаться. А в начале 2000-х оно упало до нескольких сотен в год. Выпуск мотоциклов по сути прекратился в 2008 году, за исключением единичных заказов. За все годы в общей сложности на КМЗ было изготовлено около 3 млн мотоциклов.