История Honda: Нас не догонят?
Сегодня мототехнику марки Honda знают во всем мире. Японская фирма вот уже 40 лет по объемам выпуска занимает первое место среди мотопроизводителей. Но мало кто знает, что она стала лидером уже через 15 лет после того, как построила первый велосипед с мотором.
Сегодня мототехнику марки Honda знают во всем мире. Японская фирма вот уже 40 лет по объемам выпуска занимает первое место среди мотопроизводителей. Но мало кто знает, что она стала лидером уже через 15 лет после того, как построила первый велосипед с мотором. |
После Второй мировой войны Страна восходящего солнца лежала в руинах. Казалось, само небо рассердилось на ее народ: то, что не пострадало при бомбардировках и двух ядерных взрывах, в 1945-м было разрушено во время сильнейшего землетрясения. Промышленность остановилась, йена обесценилась, нация не верила ни в императора, ни в светлое будущее. Чтобы добыть еду, горожане разбирали завалы в поисках уцелевших вещей, которые потом обменивали у крестьян на рис и овощи. Соичиро Хонда (1906 – 1991 гг.), до войны владевший крупной фабрикой поршневых колец, как и большинство японцев, остался без ничего.
Все гениальное просто
Городской транспорт не работал, бензина не хватало, да и дороги были разбиты. Экс-промышленник догадался приделать к своему велосипеду моторчик от американского генератора, работающий на керосине. Весть об изобретении быстро разнеслась по Токио, посыпались заказы, и уже в 1946-м Соичиро зарегистрировал «Институт научно-технических исследований Хонда». Все 10 его научных сотрудников в арендованном сарае устанавливали на велосипеды 50-кубовые моторчики от генераторов, списанных из войск связи. Когда в 1947-м запас двигателей иссяк, Соичиро наладил выпуск собственных «бата-бата» (японцы называли их так за характерный звук) и переименовал фирму в Honda Motor Co.
Страна поднималась на ноги, промышленность оживала, дороги восстанавливались, благосостояние граждан росло. В 1948-м фирма построила 2-цилиндровый 98-кубовый мотор в 3 силы, для которого велосипедные рамы, как их ни усиливай, оказывались хлипкими. И через год Хонда выпустил свой первый мотоцикл – Dream Type D. Фирма внедрила новую для страны систему дистрибуции. Если раньше «Хондами» торговали сотни веломастерских, то теперь в каждой префектуре назначали одного торгового представителя, который вносил авансом 10 миллионов йен и сам развивал дилерскую сеть.
Еще через два года фирма выпустила Type Е с 149-кубовым 4-тактником (!) в 5,5 сил. Производственных мощностей хронически не хватало, часть заказов приходилось передавать посторонним предприятиям, что отражалось на качестве продукции. Поэтому Хонда в 1954 году инвестировал миллиард йен в строительство сразу трех заводов. Они также работали с полной загрузкой: новые модели появлялись каждый год, и ни одна из них не стала убыточной!
Философия успеха
Секретом такого триумфа японцы называли философию фирмы, для которой, помимо технической стороны, были важны и нужды конкретного клиента. Слоган марки «сначала человек, потом машина» родился еще в 50-е и актуален до сих пор. Да и в самой фирме, в отличие от подавляющего большинства японских предприятий, иерархическая лестница была весьма условной. Сотрудники свободно обменивались мнениями – независимо от занимаемых постов и должностей. В обсуждении проблем участвовали все, от ведущего конструктора до наладчика станков. Хонда же одним из первых стал внедрять корпоративную политику: в 1956-м был разработан внутренний кодекс «три радости». Схема была незамысловата: радуется покупатель, потому что у него есть Honda, радуется продавец, потому что видит первую радость, и наконец, радуется производитель – это его трудом созданы первая и вторая радости. Эту схему вскоре адаптировали «под себя» все японские конкуренты «Хонды».
Добавим, что еще одним значимым слагаемым успеха фирмы на ранних этапах развития было копирование немецких и английских конструкций, характерное, впрочем, для всей промышленности Страны восходящего солнца.
Всемирная экспансия
Следуя своему слогану, в 1955 – 1958 гг. фирма предприняла беспрецедентную рекламную кампанию «Лучшие люди ездят на «Хондах». В то время американские и европейские производители ориентировались на богатых байкеров, умеющих и управлять, и ремонтировать. Соичиро же задумал усадить на мотоциклы весь средний класс, независимо от возраста и пола, предложив современный, доступный и удобный Super Cub, который сейчас отнесли бы к мопедам. За три года доля «Хонда» в Америке и Европе выросла с чисто символического присутствия до четверти рынка! В 1959-м открылась American Honda Motor, спустя два года – европейское отделение, еще через год заработал бельгийский филиал. А в октябре 1963-го фирма вышла на первое место в мире по уровню продаж. Не говоря уже о внутреннем рынке, где она практически доминировала и претворяла в жизнь теорию Дарвина: с 1955 по 1963 год количество японских марок сократилось с 82-х до 4-х. Суммарный выпуск Super Cub превысил 30 миллионов экземпляров и… продолжает расти до сих пор.
Успех мотоциклов, мопедов и скутеров со стилизованной буквой «Н» на капоте был столь велик, что в 1962-м Honda без особых раздумий начала завоевывать автомобильный рынок. Там фирма тоже зарекомендовала себя как производитель качественных и высокотехнологичных машин.
Высший свет
Оставался незавоеванным сегмент «больших» байков, где господствовали американские, британские, немецкие и итальянские марки. Соичиро понимал, что здесь мало просто делать хорошие мотоциклы, нужно «переломить» психологию байкеров, для которых брэнд Honda ассоциировался с массовой продукцией. И промышленник сделал еще один безошибочный ход, выбрав для «раскрутки» своих «больших» моделей престижную гонку Tourist Trophy, петляющую по дорогам крохотного британского острова Мэн. В отличие от Гран-при, здесь участвовали спортивные машины, созданные на базе серийных. Дебют 1959 года принес успех – лучшая из «Хонд» стала 6-й. Результат наверняка был бы выше, если бы Соичиро не настоял на участии японских пилотов. К чести Хонды, он быстро понял свою ошибку. Уже в 1961-м европейские пилоты занимают на его мотоциклах первые пять мест в TT и выигрывают в Чемпионате мира «золото» в классах 125 см куб. и 250 см куб.! За пять следующих лет на Honda выиграли 16 титулов в классах 50, 125, 250 и 350 см куб. Еще больше японцы удивили мир, выпустив на рынок мотоциклы, не просто внешне похожие на гоночные, но во многом аналогичные им по конструкции. С тех давних пор компания является законодателем мод как в спорте, так и на рынке серийной техники.
Honda сегодня
На данный момент в мотоимперию Honda входят 6 конструкторских и дизайнерских бюро, 76 заводов в 38 странах пяти континентов. Фирма уже 40 лет наращивает объемы сбыта. В 2002 году с конвейера сошли больше 5 миллионов единиц мототехники с эмблемой в виде золотого крыла абсолютно всех классов: от мопедов и скутеров до вездеходов и супербайков. План на 2004 год – уже 7 миллионов, то есть 1/3 всех нынешних мировых продаж. Вообразить себе подобную расстановку сил в автопроме, согласитесь, просто невозможно. Мотоциклетное отделение концерна представлено в 152 странах мира, к которым в сентябре 2003 года добавилась и Украина.