Мифы о роли Гитлера в строительстве немецких автобанов
Бытует миф, что появлением своим легендарных автобанов Германия обязана Адольфу Гитлеру.
Дескать, именно нацисты в свое время построили главные транспортные артерии страны. А благодаря активному строительству дорог, будто бы в те годы была решена проблема безработицы.
Однако, на самом деле, национал-социалисты к строительству автобанов имели опосредованное отношение – они на них, по большей части, пиарились, и строили пропаганду.
Как рождаются мифы
Есть несколько фотографий, которыми обычно иллюстрируют миф о строительстве немецких дорог нацистами.
На одном из таких фото, подписанных словами «Дороги Адольфа Гитлера», фюрер бросает символическую «первую лопату» на церемонии начала строительства трассы. Таким образом, он якобы, подавал личный пример немецкому народу.
Все это был лишь мнимый образ, пропагандистский трюк, придуманный Геббельсом.
Единственной целью этой тщательно продуманной пропаганды являлось убеждение жителей Германии, что в стране ведется строительство дорог.
Всякий раз, когда где-нибудь в Германии стартовала стройка, Геббельс немедленно отправлял туда толпы газетчиков и самого Гитлера, дабы тот попиарился на открытии процесса. Поэтому, очень скоро в сознании немцев фюрер неотрывно связался со строительством автобанов.
Что такое автобан
Автобан – это асфальтобетонная или бетонная дорога без перекрестков и светофоров, предназначенная для высокоскоростного движения транспорта. Такая проезжая часть специальным образом разделена для каждого направления движения, имеет не менее двух полос в каждом направлении, и оборудована многоуровневыми развязками. Велосипедное и пешеходное движение на ней запрещено.
На сегодняшний день Германия – единственная европейская страна, в которой на автобанах нет законодательного ограничения скорости. Вместо этого существует лишь рекомендованное – до 130 км/ч.
Первые автобаны
Автобаны – изобретение не Гитлера. Строительство первой дороги без светофоров и перекрестков длиною всего 8,4 км началось задолго до его прихода к власти – в 1913 году. Тогда строительство этой автотрассы профинансировали несколько богатых немецких граждан и промышленников.
Назвали эту дорогу аббревиатурой AVUS (Automobil-Verkehrs und Übungs-Straße, что в переводе значит дорога для автомобильного движения и упражнений), и открыли для движения в 1921 году. Увы, продолжить строительство «АФУСа» помешала Первая мировая война, и несколько лет этот идеальный участок дороги использовали, в основном, как гоночную трассу.
А вот классическое понятие “автобан” начали использовать только к 1932 году, когда между Кельном и Бонном построили уже настоящий 20-километровый участок для движения со скоростью до 120 км/ч (большинство авто тогда не могло разгоняться выше 60 км/ч).
Инициатором появления этой легендарной дороги (сейчас она называется А555) стал Конрад Аденауэр – бургомистр Кёльна и будущий канцлер ФРГ.
Проезд по этому автобану тогда был платным – стоил 5 пфеннигов за 1 км для легкового авто и 10 – для грузового.
Как нацисты присвоили авторство автобанов
Изначально национал-социалисты выступали ярыми противниками строительства автобанов. Они называли эти дороги «трассами богачей», и всячески саботировали их создание.
Аргументы использовались занятные – утверждали, что на строительстве платных дорог зарабатывают «богатые аристократы и евреи-капиталисты», а «простой народ» в таких дорогах не нуждается.
Из-за их выступлений автобан между Кельном и Бонном даже понизили в «статусе», обозвав проселочной дорогой.
Но, такую позицию нацисты отстаивали недолго – до своего прихода к власти. Как только в 1933 году они добрались «до корыта», то поняли, что могут бренд автобанов использовать для своей пропаганды. К тому же идеально созданные дороги, по их мнению, подходили в качестве временных взлетно-посадочных полос, и для переброски войск.
Кто на самом деле строил немецкие автобаны
В июне 1933 года, пришедшие к власти нацисты, приняли решение активно строить автобаны по всей Германии. При этом, используя критикуемые ими ранее проекты, разработанные в конце 20-х – начале 30-х годов.
Спешно были объявлены планы – ежегодно строить не менее 1000 км автобанов силою 600 000 гражданских.
Данный факт стал еще одним поводом пиара Гитлера, заявившего о ликвидации в Германии безработицы. Вот только основы под этой пропагандой, конечно, не было.
Во-первых, даже на самом пике строительства автобанов никогда не участвовало более 120 000 человек (при 5,6 млн. безработных).
А, во-вторых, рабочие на стройки сгонялись силой, на основе объявленной нацистами всеобщей трудовой повинности.
Строителям запретили образовывать профсоюзы и проводить митинги. Они все делали вручную, без техники, работая по 60 часов в неделю. И при этом, ежедневная норма строительства дороги для одной бригады была установлена очень высокой – 12 погонных метров.
Жили рабочие в неотапливаемых бараках, сильно недоедали, травмировались на производстве, и получали такие копейки, что их с трудом хватало на хлеб с водой.
Так что сегодня историки утверждают, что строительство каждых 4,5 км немецкого автобана стоило одну человеческую жизнь.
По мере укрепления нацистской диктатуры вскоре обычных рабочих на строительстве автобанов заменили заключенными из концентрационных лагерей. А, начиная с 1940 года – на военнопленных.
К 1941 году было завершено только 3800 км автобанов. Между 1941 и 1942 годами строительство дорог практически остановилось – стальная арматура и цемент требовались для создания военных укреплений и бомбоубежищ. Да и пользоваться автобанами было некому: у гражданского населения транспорт почти отсутствовал, а грузовики тотально ушли в ведение военных.
Перебрасывать этими трассами войска и технику оказалось дорого и неэффективно, железная дорога справлялась с этим в разы лучше. Так что к концу 1943 года строительство автобанов было полностью остановлено, и из-за отсутствия трафика они были открыты даже для велосипедистов и пешеходов.
Но, все это время нацисты продолжали создавать пропагандистские фильмы и фотографии, якобы, прославляющие проводимые работы. И, конечно, не показывали, что происходило на самом деле.
Вот почему эти мифы так прочно укоренились у многих в головах, и их приходится развеивать до сих пор.