250 шипов в шине 205/55R16 – такого количества шипов в массовой шине данного размера не устанавливал еще никто. Компания Michelin сделала это в новой шине X-Ice North 4.
Конец зимнего сезона традиционно является временем презентации новых зимних шин. Вот и в этом году мы дождались долгожданную новинку от компании Michelin – четвертое поколение шипованной шины X-Ice North, соответственно, с индексом «4». Конечно же, главный козырь новинки – это шипы. Их разместили в шинах данной модельной линейки не только в огромном количестве, но еще их сделали в стальном корпусе (ранее были в алюминиевом корпусе). Если проанализировать количество шипов в шинах-конкурентов, то у самых ближайших соперников в размере 205/55R16 их количество в диапазоне 180-190 шипов, у других – 130-140 шипов, а у некоторых даже 80-100 шипов. У Michelin X-Ice North 4 в этом размере аж … 250 шипов!
Идею создания стального шипа позаимствовали от шипованных шин спортивных моделей мирового чемпионата WRC, которые соревнуются на ледовых трассах. Так по своим габаритным размерам стальной шип для гражданской шины получил значительно меньший размер корпуса, чем у алюминиевых.
Благодаря меньшему корпусу стального шипа при действии на него продольных и поперечных нагрузок, когда ему приходится наклоняться в посадочном гнезде, с дорогой контактирует только твердосплавный сердечник шипа. В случае с алюминиевыми шипами, при их деформации в контакт с дорогой вступает корпус шипа, а из-за этого снижается усилие вдавливания в лед сердечника шипа, что снижает сцепные свойства на таком покрытии. Так как у стального шипа такого явления нет, эти шины на льду более стабильны и цепкие.
Для улучшения сцепных свойств на льду в продольном и поперечном направлениях шипы расположили так, чтобы они сформировали 22 ряда в продольном и поперечном направлениях. Такое расположение шипов, по информации инженеров Мишлен, оптимально как для разгонной динамики и тормозных свойств на льду, так и для управляемости на этом же покрытии. В последнем мы, кстати, убедились в ходе презентационного теста на полноприводных Audi A6 Allroad с кузовом универсал. Несмотря на тяжелую корму этой машине, склонность к заносам на шинах Michelin X-Ice North 4 в отличии от шин конкурентов была минимальной.
Как сделали «тихие» шипы
Для разработки шины Michelin X-Ice North 4 использовалась специальная компьютерная программа, которая нашла в протекторе 1400 потенциальных мест, где можно расположить шипы. При этом создателям нужно было разместить огромное количество шипов так, чтобы при отличных сцепных свойствах на льду получить низкий уровень шумности новой шины на асфальте. В результате было определено оптимальное количество шипов и их размещение для получения всех вышеупомянутых свойств. Как итог – шумность шины Michelin X-Ice North 4 остался на уровне шины предыдущего поколения Michelin X-Ice North 3, у которой почти в три раза меньше шипов.
Также в новой шине отказались от использования термопрогрессивной резиновой смеси в нижнем слое протектора, которые «держит» шипы. Это также позволило уменьшить ударную нагрузку на дорожное покрытие, что также положительно отразилось на снижении шумности шипов.
Несмотря на то, что шипы получили стальной корпус и их стало больше в каждой шине, вес новинки на уровне шины-предшественницы Michelin X-Ice North 3 не изменился. Добились этого за счет снижения глубины протектора на 1 мм (с 9,4 до 8,4) и уменьшения толщины подпротекторного слоя.
Так как шип – это главный инструмент в цепкости на льду, потенциально шина Michelin X-Ice North 4 может стать лучшей в сравнительных тестах зимних шин именно в ледовых испытаниях. Это мы, конечно, проверим и сами, однако пока нам дали возможность ощутить разницу с главными конкурентами на ледовых трассах спортивного трека. Впечатления от новинки остались только положительные. Она действительно во многих тестах была лучшей.
Протектор
Новая шина Michelin X-Ice North 4 также получила и абсолютно новый рисунок протектора. Он остался направленным, а в его конструкции внедрили элементы, которые должны улучшить характеристики не только на льду и снегу, но и на мокром и сухом асфальте. Центральную часть сделали более плотной, а ребра, образованные V-образными каналами, соединили между собой по центру.
Обязательный атрибут современных зимних шин – ламели получили П-образную конструкцию, позаимствованную у шины Pilot Alpin для центральноевропейских мягких зим. При больших нагрузках на протектор, которые возникают при резких маневрах, такие ламели быстрее блокируются, т.е. повышают жесткость блоков, улучшая тем самым реакции на повороты руля на мокром и сухом асфальте. В свою очередь более широкие блоки позволили увеличить общую длину ламелей, которые повысили сцепные свойства на снегу и льду.
Резиновые смеси
Обновилась в шине Michelin X-Ice North 4 и резиновая смесь верхней части протектора, которая непосредственно контактирует с дорогой. Для этого слоя применили резиновую смесь с новым поколением эластомеров, которые позволяют протектору оставаться эластичным даже при сверх-низких температурах – до минус 650С. При этом новая резиновая смесь, по заверениям специалистов Мишлен, обладает превосходной ходимостью, которая позволит эксплуатировать эту зимнюю шину в среднем на один сезон дольше.
Старт продаж
Новая зимняя шина Michelin X-Ice North 4 поступит в продажу осенью этого года и будет доступна в 35-ти типоразмерах с посадочным диаметром от 15 до 19-ти дюймов.