Какие скрытые опасности таят в себе электромобили
Удивительное дело, но, приезжая на ДТП или возгорание электромобиля, спасатели часто боятся к нему приближаться, стоят в сторонке и ждут, пока он сам потухнет.
Причина такого бездействия проста – у профессионалов возникает масса вопросов: начиная от «поврежден аккумулятор или нет?» до «где в этом автомобиле проходят силовые кабели, находящиеся под напряжением?». Ведь в покореженном аварией и огнем автомобиле сложно разобраться, что к чему и как он устроен.
Горящая Тесла, к которой спасатели не рискуют приближаться
Тем более, автопроизводители не строят сегодня электромобили по одному лекалу, а пока еще экспериментируют с их конструкцией, и общие эксплуатационные стандарты на них пока не определены.
Сгоревший BMW i3, залитый пожарной пеной: спасателям нужно знать устройство батареи, и электрической системы автомобиля при выборе средства пожаротушения
В итоге, сталкиваясь с серьезной аварией электромобиля, спасатели и пожарные не уверены, что можно делать, дабы не подвергнуть себя, своих коллег и пассажиров авто опасности. Ведь в машине на электротяге есть риск быть пораженным током напряжением выше 365 вольт. А опасными для человека считаются уже 120 вольт постоянного тока.
Использование гидроножниц и иных спасательных инструментов предполагает обязательное знание, где находятся силовые кабели электромобиля
Еще хуже, если в таком аварийном авто оказывается зажатым пострадавший водитель и пассажиры, а спасатели не знают, как им помочь, боясь поражения током.
Получается, на сегодняшний день технические службы и пожарники отстают в своих знаниях от научно-технического прогресса. И их подготовку, а также инструкции поведения в той или иной ситуации требуется срочно пересматривать.
Более того, в авариях электромобилей существует проблема, о которой вообще мало кто слышал – повторное возгорание без видимых причин спустя значительное время после аварии.
Повторно загоревшийся электромобиль
Повторное возгорание электромобиля
Иногда попавший в аварию и сгоревший электромобиль, отвезенный на свалку или стоянку, без видимых причин начинает вновь загораться. И это может происходить не раз, и не два.
Причиной тому служит конструкция литий-ионной батареи. В ее ячейках катод и анод обычно разделяется лишь тонкой перегородкой (сепаратором) из пористого полимерного материала. В результате аварии в этой перегородке появляются трещины, что может спровоцировать замыкание с последующим нагревом до очень высокой температуры – вплоть до 900 °C. Все это приводит к повторному возгоранию электромобиля будто бы без видимых на то причин.
Еще одна сгоревшая Тесла
Как правильно тушить электромобиль
На сегодняшний день спасатели по всему миру уже начали разрабатывать методику тушения электромобилей и их вскрытий после ДТП.
Так, в первую очередь для тушения и профилактики повторного самовозгорания батареи ее требуется быстро и эффективно охладить. Лучше всего это сделать путем заливки аварийного транспорта большим количеством воды.
Однако, быстрое охлаждение батареи затрудняется тем, что она в электромобилях инкапсулирована (т.е. заключена в оболочку), а ее ячейки перегреваются путем цепной реакции, выделяя огромное количество тепла.
Особенно плохо обстоит дело с батареями, у которых катоды выполнены из оксида кобальта. В таких аккумуляторах температура каждую минуту может повышаться на 370°C, в итоге достигая больших показателей и вызывая взрыв. И даже после будто бы полного тушения огня, запасенная энергия в них способна долго сохраняться, приводя к повторным возгораниям электромобиля.
Контейнер для погружения в него «карантинного» электромобиля
Чтобы этого избежать, сейчас уже в некоторых странах мира появилось такое понятие, как помещение аварийного электрического транспорта на карантин. Искореженную машину погружают в металлический контейнер, наполненный холодной водой. Подобным способом поврежденную батарею заставляют быстро остыть.