Знаете, сколько в Украине ежегодно образуется отходов изношенных автомобильных шин? Более 150 000 тонн!
И все они оказываются на свалках, где каждая шина гниет более 100 лет, испуская в воздух вредные миазмы.
Из чего делают современные автомобильные шины
На производство современных шин идет примерно 200 компонентов. В том числе:
- 19% – натуральный каучук;
- 39% – синтетический каучук (бутадиен, стирол, бутил каучук);
- 4% – синтетические волокна из полимеров для армирования (нейлоновые и арамидные волокна, вискоза, диоксид кремния и др.);
- 12% – высокоуглеродистая сталь;
- 26% – различные наполнители (сажа, силикагель, мн.др.)
Что происходит в мире с отходами изношенных шин
- из 26% таких отходов делают наполнитель для дорожных покрытий;
- 11% выбрасывается на свалки, где шины разлагаются более сотни лет;
- 7% расходуется в гражданском строительстве в виде барьеров, лестниц, подпорок, уличного декора, и т.д.
- 7% перерабатывается в синтетический материал для покрытия игровых и детских площадок;
- 49% сжигается, как топливо. Удельная теплота сгорания шины больше, чем даже у угля. Вот только шины сгорают очень грязно, и требуют множества затрат на очистные сооружения выбрасываемого в воздух продукта.
Экологичные автомобильные шины
Учитывая все эти данные, многие крупнейшие производители шин тратят миллионы долларов на изобретение биоразлагаемых материалов, из которых можно было бы создавать автомобильные шины.
К примеру, компания Michelin вот уже на протяжении нескольких лет ежегодно вкладывает более $800 млн. в год в изучение таких возобновляемых компонентов, а также организует саммит под названием Movin’On, где в том числе обсуждаются последние инновации в данной области. В 2017 году инженеры Michelin продемонстрировали на саммите свое новое изобретение – шину на 80% выполненную из таких материалов, как древесное волокно, солома и свекла.
Несколько производителей, таких, как Pirelli, Michelin, Goodyear и Continental вступили в важные партнерские отношения с биотехнологическими компаниями, которые также сосредоточились на зеленой химии.
Goodyear работает над заменой некоторых компонентов сырьем из сои. Yokohama использует для этого апельсиновое масло. А компания Continental AG исследует возможность применения в производстве шин сырья из простых полевых одуванчиков, и вместо сажи использовать кремниевую кислоту.
Так что у человечества появилась надежда: вполне вероятно, в ближайшие годы автомобильные шины если не окончательно, то хотя бы частично станут производить из биоразлагаемых материалов.