X

Интервью с директором Lenovo Тарасом Джамаловым: о мотопутешествиях и активных видах спорта

Расскажите, как давно вы увлекаетесь мотоциклами? С чего все начиналось и как эволюционировало ваше увлечение?

Я начал увлекаться мотоциклами почти случайно четыре года назад. Началом можно считать 15-16 августа 2016 года. Почему почти случайно? Мой приятель, который уже много лет живет в Индии, увлекся мотоциклом и в какой-то момент ближе к концу июля 2016 года он мне позвонил и сказал: “У меня есть предложение, подкупающее оригинальностью, давай съездим в Гималаи на мотоциклах!”. Я спросил, не смущает ли его, что у меня нет опыта, я и мотоциклом толком тогда не умел управлять! На что он ответил: “Я ж тебя знаю, ты сможешь!”. И я согласился. 

Записался на интенсивные курсы к двум мотогонщикам, один из них преподавал мне азы кольцевых гонок, а второй ― оффроад гонок. И так, подготовившись всего за несколько недель, я поехал в Индию. Первый мой выезд на дороги общего пользования был в Индии, в стране не с самым простым дорожным движением. Я ехал на Royal Enfield Thunderbird 350, который был очень загружен сумками, с пассажиром и в Гималаи. Началось все ярко, и с учетом того, что это был мой первый серьезный выезд на дорогу на мото, у меня остались незабываемые впечатления до сих пор.

Вас прям бросили в воду, чтобы научиться плавать?!

Да, это “бразильская система” ― или научится, или не выживет. 

Как эволюционировало ваше увлечение?

Фактически первое путешествие заняло дней 10, и мы проехали около 2 тыс. км. Мне это понравилось и, вернувшись в Украину, я купил себе мотоцикл. Постепенно путешествия становились все более длинными и сложными, но в мотоспорт это не переросло (до недавнего времени). Эволюция происходила так, что я за небольшой промежуток времени от простых и коротких маршрутов перешел к достаточно длинным по 7-10 тыс. км.

Вы пробовали разные классы мотоциклов или же сразу поняли, что только вот этот и никакой другой?

Нет, я не мог этого понять, так как я считаю, что не попробовав, нельзя говорить, что это не мое. Попробовал я в том или ином виде далеко не все классы мотоциклов, но очень многие. Начал я с уже упомянутого индийского малокубатурного дорожного мотоцикла Royal Enfield Thunderbird 350, на котором первый раз ездил в Гималаях. Со временем я опробовал полтора десятка моделей разных классов: это были и дорожные мотоциклы, и туристические легкие и тяжелые эндуро и в итоге у меня появился также спорт-турист. Недавно, во время моего длительного пребывания в Индонезии, я вдобавок увлекся и мотокроссом, поэтому опробовал чистые лайт-эндуро мотоциклы и мотоциклы для мотокросса. Но моя страсть, конечно, осталась прежней ― это мотоциклы, предназначенные для путешествий, соответственно, у меня эндуро-турист и спорт-турист. 

Сколько у вас сейчас мотоциклов? 

Сейчас три, но один я хочу поменять. Один круизер, Kawasaki Vulcan 900 Custom, ― мой первый байк. То, что в простонародье называют “Чоппер”, хотя на самом деле деле правильно говорить “Круизер”. Я купил его как первый мотоцикл, потому что он был не такой резкий, агрессивный, и я чувствовал, что это безопаснее и для меня, и для окружающих, к тому же мне нравились такие мотоциклы внешне. Со временем я понял, что для дальних путешествий он не очень подходит, и купил эндуро-турист BMW R1200GS Adventure. Попробовав его, я понял, что к круизеру уже не вернусь, но, тем не менее, он у меня остался до сих пор. В конечном итоге, поняв, что хочется ездить чуть быстрее, чем мне позволял мой эндуро-турист, я купил себе еще и спортивно-туристический мотоцикл Ducati Multistrada 1260s. 

Что для вас значит мотоцикл?

Есть банальная фраза, но она должна быть сказана. Мотоцикл ― это синоним свободы. Я скажу, чем точно мотоцикл для меня не является, хотя многие люди, которые ездят на мотоциклах, говорят это. Для меня он точно не является смыслом жизни или образом жизни. Это хобби, которое имеет большое влияние на меня, занимает большую и важную часть моей жизни, но это хобби не заменяет мне жизнь целиком. 

Для меня мотоцикл в путешествиях ― это возможность быть все время внутри происходящих событий, а не наблюдать со стороны из салона автомобиля. В машине ты психологически отгораживаешься от людей. Когда же ты на мотоцикле, у тебя в разы больше спонтанных знакомств, местное население с большей охотой завязывает с тобой разговоры, где бы ты ни был. Мотоцикл, в отличие от автомобильного, пешего и авиатуризма провоцирует на большее количество приключений. Мотопутешествие постоянно сопровождается непредвиденными погодными и дорожными условиями, если это в горах, то это микс всех неожиданностей. Мотоцикл для меня ― это самый подходящий транспорт в путешествиях и в повседневной жизни. Когда ты едешь в автомобиле, ты фактически управляешь машиной: рулишь, переключаешь передачи и  автомобиль изменяет направление движения. В мотоцикле ты управляешь непосредственно своим телом и едешь не на мотоцикле, а с мотоциклом. Это возможность чувствовать удовольствие не только от того, что ты приехал из пункта А в пункт Б, а еще и получать очень позитивные эмоции во время путешествия. Ты управляешь своими движениями, а не движениями транспортного средства. 

Сколько стран вы объехали на мотоцикле?

Я специально не считал, но наверное стран 25-30. Это вся Центральная и Южная Европа, за исключением Скандинавских стран, все страны вокруг Черного моря, а также Индия и Шри-Ланка, все страны Океании, кроме Филиппинских островов и Вьетнама. 

Поделитесь самыми яркими впечатлениями?

Из мотопутешествий их очень много: это впечатления и от дорожных ситуаций, и от самих стран, и происшествий. У меня как-то было четверо незабываемых суток для прохождения границы между Азербайджаном и Ираном, когда меня сначала не хотел выпускать Азербайджан, а потом не хотел впускать Иран. В итоге это вылилось в огромное приключение, но с хорошим исходом. 

Была незабываемая, но, к сожалению, очень короткая поездка по Афганистану. Я хотел проехать весь Афганистан с запада на восток, но не сумел этого сделать, так как не смог объехать блокпосты группировок “Талибан”, они были особо активны в районе, через который я умудрился въехать в страну. 

Из красивых стран, которые обязательно нужно посетить, это Королевство Бутан. Они называют себя “Королевство Счастья”, и то, как люди там живут и относятся к туристам, а особенно мототуристам, действительно дает ощущение, что ты находишься не в обычной стране, а в королевстве счастья. Из самых красивых природных мест я бы выделил почти любую страну с доступом к высоким Гималаям. Для меня ― это Индия. В провинции Ладах расположен самый высокий горный перевал в мире, доступный для мототранспорта. Там потрясающие красоты, которых нет нигде в мире. 

Ряд стран ассоциируется с очень большой опасностью, с большим количеством криминала, может даже с беспределом каких-то силовых структур. Одной из таких стран является Албания. Мы из многих фильмов 90-х и начала 2000-х знаем, что в Албании устрашающая и грозная мафия. Поэтому, когда я собирался ехать туда с друзьями на мотоциклах, все, кто об этом слышал, отговаривали нас и говорили, что у нас заберут мотоциклы и продадут в рабство. Мы хотели проехать эту страну как можно быстрее, чтобы не подвергать себя опасности. Но на практике, как и в большинстве других стран, к которым мы относимся с опаской, мы встретили огромное количество очень добрых людей. Как-то в одном ресторане по соседству с нашей компанией сидела мафиозная группировка. Они выглядели точно так, как показывали в фильмах: старые дедушки в костюмах, на дорогих автомобилях и с кучей охраны. Но мы абсолютно мирно сосуществовали, и все было замечательно. Благодаря мотопутешествиям можно разрывать шаблоны. Тот же Иран, который ассоциируется с одним из самых опасных мест на земле, таким не является. Наоборот, это одна из самых безопасных стран для путешествий.

Как вы совмещаете экстремальные виды спорта с серьезной управленческой должностью? 

Я считаю, что это действительно помогает в бизнесе. Прежде всего, увлечение любым спортом воспитывает в человеке дисциплину. Спорт и достижения в нем завязаны прежде всего на дисциплине, а она очень важна в бизнесе, как и в любой работе. 

Я в шутку говорю, что парашютный спорт воспитывает желание не оставлять что-то на завтра. А мотопутешествия мне очень помогают просто подумать, когда тебя ничто и никто не отвлекает. Когда по 10-15 часов нужно быть в пути, и дорога не очень сложная, то можно наедине с собой решить все вопросы, которые тяжело обдумывать под давлением ежедневных встреч, решений и задач. 

Сложно ли это совмещать? Нет, не сложно, потому что я работаю не сам по себе, у нас отличная команда. Уезжая в путешествие, я полностью доверяю команде и их решениям. Возвращаясь, я с каждым разом все больше и больше убеждаюсь, что в мое отсутствие бизнес функционирует достаточно эффективно. 

Сколько дней в году вы обычно проводите в путешествиях? 

Мне сложно посчитать, хотя я и веду учет всех своих поездок. Если просто сказать сколько дней в году я путешествую, то многие подумают, откуда столько отпуска. На самом деле я стараюсь подходить к своему отдыху и путешествиям максимально эффективно. Например, я совмещаю деловые поездки и отпуск. Если командировка заканчивается в пятницу, то я могу остаться на выходные и еще попутешествовать по стране. Сложно посчитать, сколько это дней в году, точно больше месяца. 

Было ли такое, что во время путешествия вам приходила в голову гениальная идея, которую потом воплотили в жизнь?      

Конечно, во время путешествий мне приходило множество идей. Многие из них я сам или совместно с командой внедрял в жизнь. Нельзя говорить, что 100% из них максимально успешны, но очень многие. 

Бренд Lenovo активно сотрудничает с Ducati ― расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее?

В 2018 году компания Lenovo заключила многолетнее спонсорское соглашение с командой Ducati, выступающей в мировом первенстве по мотогонкам MotoGP World Championship. Команда Ducati, имеющая 90-летнюю историю, делает ставку на инновации, скорость и эффективность. Все эти ценности очень близки и Lenovo, и помогают нам создавать выдающиеся продукты, известные по всему миру своей надежностью, производительностью и дизайном.

В рамках сотрудничества мы предоставляем команде материально-техническую базу: ПК, планшеты и серверы Lenovo, которые члены команды Ducati используют на гоночных треках и за их пределами. Все начинается с сенсоров на мотоциклах. Один мотоцикл оборудован не менее чем 50 датчиками, которые могут собирать более 20 ГБ данных. Датчики отслеживают все действия: от скорости тягового колеса до времени разгона двигателя. Во время гонки данные сохраняются на мотоцикле, а затем на пит-стопе с помощью кабельного подключения скачиваются на один из ноутбуков Lenovo ThinkPad P1 команды Ducati. Рабочие станции быстро анализируют информацию, и специалисты могут изменить параметры мотоцикла к началу следующего этапа. Это позволяет команде отслеживать большинство параметров и собирать все данные. Эта информация помогает инженерам Ducati словно под микроскопом изучать поведение мотоциклов от старта до финиша. Благодаря такой возможности, компания непрерывно совершенствует мотоциклы, делает новые модели еще мощнее и выносливее.

Что символизирует линейка Lenovo Ducati для потребителя? 

Прежде всего это ноутбуки для тех, кто ассоциирует себя с быстрыми, высокотехнологичными и красивыми мотоциклами. Людей, которые максимально лояльны к брендам Lenovo и Ducati. Я знаю очень многих людей, которые стараются все, что возможно, переодеть и переобуть в бренд Ducati. Именно для преданных фанатов спортивных байков мы разработали эту серию ноутбуков.

Lenovo Ducati 5 ― очень красивое устройство. Все, что имеет отношение к итальянскому авто и мотопрому ― это красиво. Lenovo Ducati ― эксклюзивная серия, которая дает возможность нашим клиентам выделиться. При создании Lenovo Ducati 5 инженеры компании вдохновлялись умением инженеров Ducati строить эмоциональную связь между клиентами и продуктами. Ноутбук оформлен в красных и серебряных цветах, он унаследовал дизайн спортивного мотоцикла Panigale и структурные элементы Ducati Monster. 

Сбалансированность ㅡ часть спортивного бренда, поэтому каждый элемент дизайна и материалы соответствуют высоким стандартам. Это очень тонкие, легкие и производительные ноутбуки, в которых сочетаются уникальная система охлаждения и знаковая решетка, отличный звук и длительное время автономной работы. Нижние вентиляционные отверстия, похожие на пчелиные соты, полностью повторяют шестигранную форму выхлопных труб байков. Поклонники бренда смогут услышать шум реального гоночного трека, ведь сигнал BIOS звучит как рев мотоцикла. Ноутбуки Lenovo Ducati полностью отражают дух команды и являются технологическими лидерами среди ноутбуков, как и мотоциклы Ducati в MotoGP. 

Какие интересные особенности празднования международного Дня мотоциклиста есть в разных странах? 

Я знаю только 2 традиции: 

  1. Международные мотопутешественники в этот день выкладывают свои лучшие фото в тематических группах в ФБ;
  2. Мотоклубы совершают мотопробеги колоннами или делают мотофестивали. 

В США многие в этот день стараются выполнить норматив ЖЗ (“железный зад”), проехав 1 тыс. миль за 24 часа. У меня другая традиция: я лично поздравляю всех мотопутешественников, с которыми когда-либо знакомился в разных странах мира.