X

Что такое ГБО на авто

«Автогазовый» бум в Украине продолжается: газобалонным оборудованием оснащено около половины всего автопарка. Пока вторая половина владельцев терзается в сомнениях, мы расскажем во всех подробностях, что такое ГБО и что нужно, чтобы поставить газ на авто.

Если коротко, ГБО – это газобалонное оборудование, комплект, который позволяет двигателю внутреннего сгорания помимо бензина работать и на газе. Тут уместно рассказать, какой газ используется в автомобилях. Таких газов всего два – метан (природный газ) и пропан-бутан (нефтяной газ). И есть две формы, в которых газ хранится на борту автомобиля – сжатый и сжиженный. В Украине распространены сжатый природный газ метан (CNG) и сжиженный нефтяной газ пропан-бутан (LPG). Именно последний используется на большинстве легковушек в нашей стране. О нем и будет наш разговор.

Преимущества ГБО

Конечно же, главное достоинство машины с ГБО – дешевое топливо, ведь литр пропана в Украине стоит вдвое дешевле литра бензина. Но это не единственный плюс газифицированного автомобиля, есть и другие преимущества:

  • Низкая цена
  • Более мягкая работа двигателя (для систем питания с карбюратором)
  • Более щадящие условия работы для двигателя
  • Больший суммарный запас хода
  • Большая надежность автомобиля из-за наличия двух систем питания

Следует отметить, что экономия денег на топливе при переходе на газ не всегда равняется 50 %, поскольку типичный двигатель обычно потребляет газа на 10 – 15 % больше, чем бензина. Но при этом цена газа в зависимости от сезона и конъюнктуры рынка может меняться, и составляет 40 – 60 % от цены бензина марки А-95.
Собственно говоря, повышенный аппетит двигателя при работе на газе – не единственный недостаток ГБО:

  • Больший расход топлива
  • Сокращение объема багажника из-за баллона с газом
  • Необходимость посещать «газовую» СТО для обслуживания ГБО
  • Необходимость более частого контроля зазоров клапанов ГРМ (для моторов без гидрокомпенсаторов)

Понятно, что установив газовое оборудование на автомобиль, владелец получает еще одну систему, которая влечет за собой дополнительные хлопоты по обслуживанию. Поэтому самое время сказать о вещах, от которых эти хлопоты зависят – выбор поколения ГБО и мастерской, где его установить.

Поколения ГБО

В настоящее время, когда говорят о поколениях ГБО, имеют в виду тип подачи газа в цилиндры – через карбюратор (смеситель) или через форсунки. Соответственно, эти системы называют вторым или четвертым поколением. Но на самом деле поколений ГБО больше:

  • I поколение. Простейшая система, при которой сжиженный газ переходит в газообразное состояние в испарителе, затем его давление снижается в редукторе, откуда через дозировочное устройство газ поступает в карбюратор или в отдельно смонтированный смеситель. Принципиальное отличие – вакуумная дозировка газа, в зависимости от степени разряжения во впускном коллекторе.
  • II поколение. Усовершенствованный вариант первого поколения, отличия сугубо конструктивные: редуктор объединился с испарителем плюс появился электромагнитный клапан, который позволяет водителю переключаться с бензина на газ и обратно дистанционно, не выходя из салона. Этот тип ГБО по сей день применяется на карбюраторных машинах и инжекторных моторах старых типов, комплект стоит вдвое-втрое дешевле комплекта IV поколения.
  • III поколение. Доработанный вариант второго поколения, отличия – в электронном модуле, который помогает точнее дозировать газ с учетом температуры двигателя и условий сгорания топлива. В массовом порядке система не прижилась, с одной стороны – из-за сложности, с другой – из-за появления аппаратуры четвертого поколения, которая управляется полностью электроникой.
  • IV поколение. Грубо говоря, это газовый вариант бензиновой инжекторной системы питания. На карбюраторные моторы его монтировать нельзя. В каждый цилиндр газ подается через отдельную газовую форсунку, по команде электронного блока, который опирается на информацию от штатных датчиков инжекторного мотора. В настоящее время это самый массовый тип газового оборудования на автомобиль.
  • V поколение. Также инжекторная система ГБО, но с подачей газа в цилиндры непосредственно в жидком виде. Позволяет снизить расход газа и повысить мощность двигателя. Широкому распространению препятствует высокая цена.
  • VI поколение. Газ подается непосредственно в цилиндры через штатные бензиновые форсунки. Этот тип используется на двигателях с непосредственным впрыском топлива (типа DGI, TSI, CDI, HPI и т.д.), где бензиновые инжекторы установлены не во впускном коллекторе, а в цилиндрах. Вариант дорогой и на сегодняшний день еще не до конца обкатанный на практике.

Если говорить коротко, то на современный автомобиль с бензиновым двигателем с распределенным впрыском топлива рекомендуется устанавливать оборудование IV поколения.

Где установить ГБО

СТО, где будет устанавливаться газобалонное оборудование – очень важный фактор. Потому что от правильности монтажа зависит надежность работы ГБО и комфортность его эксплуатации. Еще одно обстоятельство – необходимость индивидуальной настройки газовой системы питания для каждого конкретного двигателя. Поэтому, решая где установить ГБО, автовладелец не должен стремиться к экономии денег. Ведь последующие многократные обращения на СТО в ходе эксплуатации и ремонты «съедят» всю экономию на установке и компонентах.

По поводу установки ГБО на автомобиль обращаться нужно в специализированную мастерскую, где вам прежде всего помогут укомплектовать газобалонное оборудование.

Читайте також:
Украинец установил ГБО на гибрид Chevrolet Volt

На хорошей «газовой» СТО вас не будет волновать вопрос, какие шланги ставить на ГБО и какой марки форсунки выбрать – за все это будут отвечать профессионалы, которые подкрепят свой выбор и работу как минимум годичной гарантией.
Одним словом, в случае с установкой газового оборудования на автомобиль действует хорошо знакомый принцип «скупой платит дважды» – то есть по-настоящему сэкономить на топливе позволяют только качественное ГБО и квалифицированные установщики.