Одна из героических страниц истории украинского народа
В истории украинского народа есть много славных побед. Битва за освобождение столицы от фашистских захватчиков в 1943 году – одна из них. Без малого семьдесят лет назад, с Лютежского плацдарма, начался штурм Киева, унесший тридцать тысяч жизней наших дедов и прадедов. В память об одной из крупнейших наступательных операций Великой Отечественной войны организован музей, ставший очередной точкой в проекте «Відкрий країну».
Поездка из столицы в поселок Новые Петровцы, где расположен музей «Битва за Киев в 1943 году» – просто легкая прогулка. Выкатившись на дорогу Р02 через пл.Шевченко, вам предстоит проехать не более 12 километров. Трасса с пологими поворотами окружена лесами и имеет состояние, по украинским меркам, на твердую «пятерку». Ведь по ней часто «пролетает» президентский кортеж. Асфальт ровный, разметка прекрасная. В Новых Петровцах промахнуться мимо указателя, предлагающего свернуть налево и проехать еще пару километров до музея, весьма сложно. Знак виден издалека. Возле музея предусмотрена бесплатная парковка, но в зимний период она оказалась укрыта полуметровым слоем снега. Придется оставить автомобиль вдоль дороги, впрочем, проблем другим участникам движения это не создаст.
Воспользовавшись отличной погодой и сухой трассой, весь путь до музея я проехал, переведя 7-ми ступенчатую «коробку» DSG в положение Sport. Преселективный «робот» и в стандартном режиме удачно выбирает момент переключения передач, но его работа подчинена экономии. DSG переходит на вторую передачу буквально после первого оборота колес, а седьмую подключает уже к 60 км/час. При этом машина идет «в натяг». А живой, весенний характер Skoda Yeti 1.2 наилучшим образом раскрывается именно при переводе трансмиссии в спортивный режим. Седьмой ряд отключается в принципе, а переход на повышенную задерживается до красной зоны. А как грамотно DSG держит передачу на сбросе газа! Установив селектор в положение «S», вы словно пересаживаетесь из семейного кроссовера в шустряка-весельчака, который способен доставить неподдельное удовольствие от управления. С такой «коробкой» под оригинальным кузовом Skoda Yeti живут два разных характера. И оба мне нравятся.
Важность наступательной операции, в результате которой был освобождена столица Украины, столь велика, что события той поры было решено увековечить еще до окончания войны. В марте 1945 года, когда в Европе еще гремели пушки, под Лютежем было начато создание заповедника «Поле битвы за Киев». На сегодняшний день музей, имеющий статус национального, существенно разросся и состоит из памятника освободителям; грандиозной диорамы, запечатлевшей фрагменты боя на Лютежском плацдарме; выставки боевой техники времен Второй мировой, полевых блиндажей и наблюдательных пунктов командования; часовни Георгия Победоносца.
Пожалуй, наиболее впечатляющей частью экспозиции является диорама сражения. В первую очередь, поражают размеры – 29 метров в длину и 7 метров в ширину. Работа над диорамой шла три года. На батальном полотне запечатлены десятки солдат-освободителей, идущих в атаку на захватчиков. Впечатление присутствия на месте событий усиливает натуральный фон диорамы, для создания которого использованы настоящие образцы вооружения и амуниции. Одной из интереснейших особенностей диорамы является факт, что создатель – народный художник Николай Присекин – для воплощения образов воинов использовал реальные фронтовые фотографии участников боев. За тридцать с лишним лет, прошедших с начала показа диорамы, множество ветеранов, посетивших музей на Лютежском плацдарме, узнали себя на картине!
В пополнении музея активное участие принимают члены патриотических клубов, находящих на месте боев множество отголосков войны – оружие и патроны, личные вещи, документы. За стеклами стендов – треугольники писем с фронта, ордена и медали героев.
Еще одна деталь – в экспозиции музея представлены оружие, личные вещи и награды не только советских воинов. В период СССР существовало абсолютное табу на демонстрацию исторических артефактов немецкого или, скажем, румынского происхождения. На сегодняшний день такой запрет снят, поэтому в музее есть предметы, которыми пользовались солдаты и офицеры противоборствующей стороны. Например, в уголке одного из залов скромно стоит немецкий фронтовой мотоцикл. В экспозицию музея его передал кто-то из местных жителей, причем смотрители заявляют, что двухколесный транспорт приехал сюда своим ходом. На раме сохранилась табличка – Victoria Werke AG, Nurnberg. Есть порядковый номер и объем двигателя – 100 «кубиков».
Одной из правдивых легенд, создающих атмосферу музея, является рассказ о ветеране, узнавшем среди выставочных боевых машин танк Т-34-76, на котором он воевал более года, до ранения и отправки в госпиталь. Экскурсоводы и персонал музея, в первые минуты, не поверили такому стечению обстоятельств, но ветеран показал неопровержимые доказательства – следы сварки на корпусе танка после подрыва на мине и замененное колесо, вращавшее гусеницу танка.
После посещения музея не торопитесь домой – в двухстах метрах, на прилегающей территории, можно осмотреть командные пункты военачальников Красной армии, в частности, командующего Первым Украинским фронтом генерала Ватутина.
Как и все национальные украинские музеи, Лютежский плацдарм открыт для посетителей шесть дней в неделю. Выходной – понедельник. Доступ в многочисленные залы и на прилегающую территорию открыт с 9:00 до 17:00. Стоимость полного билета – 15 гривен. Желающим фотографировать, необходимо дополнительно оплатить 10 гривен.