Обгон
Рассмотрим несколько случаев, когда сотрудники ГАИ выписывают протоколы за нарушение правил обгона.
1 Случай:
Рухаючись по дорозі водій почав здійснювати обгін двох транспортних засобів. У процесі обгону він помітив з правого боку дороги знак «Обгін заборонено». Припинити розпочатий маневр та «встати" між вантажівками він не зміг, тому обгін закінчив вже у зоні дії знаку. Був зупинений співробітниками ДПС які поставили свій вердикт – порушення Правил, здійснення обгону в забороненій зоні. Чи можливо оспорити рішення інспектора?
Мои пояснения:
В описанной ситуации вины водителя вообще нет.
Во-первых потому, что дорожный знак стоял лишь с правой стороны дороги и мог вполне быть им не замечен, поскольку в этот момент он обгонял грузовики, которые могли закрыть обзор знака. Именно для таких случаев в нормативных документах существует требование – дорожный знак должен дублироваться с левой стороны дороги, если дорожные условия таковы, что этот знак может быть не замечен водителем вовремя.
Во-вторых, ответим на вопрос – а совершал ли водитель обгон в зоне действия запрещающего знака? Нет, потому что согласно ПДД обгон – это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения. В момент, когда водитель увидел запрещающий дорожный знак, его автомобиль уже находился на полосе встречного движения, а не выезжал туда. Следовательно, он не совершал манёвр под названием «обгон» и его наказание в подобной ситуации будет незаконным.
2 Случай:
Двигаясь на участке дороги с двусторонним движением и двумя полосами для движения в каждом направлении водитель увидел дорожные знаки "Обгон запрещён" и скорость «40км/ч». На данном участке водитель совершил обгон фуры с выездом из занимаемой полосы. ГАИ остановила и пояснила, что вторая полоса – это полоса для ремонтных работ, по которой водитель не имел права двигаться. Но, никаких знаков говорящих об этом не было. Как вести себя в данной ситуации?
Мои пояснения:
Данная ситуация абсолютно неправомерна и возникла лишь из-за того, что у дорожных служб не оказалось нужных дорожных знаков. Но, как всегда, крайними всегда делают водителей. В данной ситуации их защита выстраивается достаточно просто.
Во-первых, действия знака «Обгон запрещён» вообще не влияет на ситуацию. Ведь водитель не выезжал на полосу встречного движения, а значит и не совершал обгон.
Во-вторых, в ПДД нет такого понятия как «полоса для ремонтных работ». Есть только «полоса движения» предназначенная для движения нерельсовых транспортных средств. И если в силу каких-либо причин необходимо было запретить движение по данной полосе, надо было установить дорожный знак «Въезд запрещен» или знак «Использование полосы движения» с указанием полосы, закрытой для движения. Отсутствие одного из перечисленных знаков делает наказание водителя незаконным.
3 Случай:
Я начал обгон задолго до действия знака «Обгон запрещён», но заканчивал уже в зоне действия знака. Разделительная полоса на дороге пунктирная. Гаишник с этим согласился, но сказал мне, что на дорожном ограждении, защищающем водителей от случайного выезда с дороги, нанесены черно-белые полосы. Они означают опасный участок дороги, где обгон запрещен. Я ему поверил и написал в протоколе, что с нарушением согласен. А вот теперь у меня возникли сомнения. Прав ли гаишник? Или меня «развели»?
Мои пояснения:
Мягко говоря, водителя действительно «развели». Ведь никто не запрещает завершать обгон в зоне действия знака. А полоски, упомянутые инспектором ГАИ, просто ввели водителя в заблуждение, он растерялся и согласился с нарушением. Уверен, что в доказательство своих слов инспектор показал водителю ПДД. А там написано, что черно-белые полосы на дорожном ограждении являются одной из разновидностей вертикальных разметок. Такая разметка наносится на боковых поверхностях ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках и других опасных участках. Вот эта формулировка и сбила водителя с толку. Он просто забыл, что среди перечня мест, в которых запрещён обгон, опасных участков нет. К таким участкам, согласно ПДД, относятся: крутые повороты и участки дорог с ограниченной обзорностью. Кроме того, ни в Правилах, ни в каком-либо другом документе не сказано, что вертикальная дорожная разметка 2.5. вводит обязательные ограничения на совершение манёвра под названием «обгон». А если на дороге имеется две полосы для движения в одном направлении ни о каком обгоне вообще речь не идёт.
4 Случай:
Під'їжджаючи до залізничного переїзду, водій побачив стоячу перед закритим шлагбаумом колону машин. Однак водієві не потрібен був переїзд. Йому необхідно було здійснити поворот на дорогу, що знаходиться до переїзду. Він перетнув суцільну лінію і здійснив об'їзд стоячих перед переїздом машин. Його зупинив співробітник ДАІ і виписав протокол, звинувативши в перетині суцільної лінії і обгоні перед переїздом. Як було правильно вчинити?
Мои пояснения:
С точки зрения инспектора ГАИ он выписал штраф абсолютно законно. Потому что обгон – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу встречного движения, а сплошная линия обозначает участок дороги, выезд на который действительно запрещен.
Однако, наказание водителя неправомерно. Стоящие перед переездом автомобили являются по сути неподвижными объектами в пределах полосы движения транспортного средства, а следовательно препятствием для движения.
Для этого случая Правила имеют исключения:
При условии обеспечения безопасности дорожного движения, разрешается пересекать линию:1.1 для объезда неподвижного препятствия, размеры которого не дают возможности осуществить его безопасный объезд, не пересекая эту линию, а также для обгона одиночных транспортных средств, движущихся со скоростью менее 30 км/ч.
Так что водитель поступил абсолютно правильно и своими действиями никакого нарушения не допустил.