На кого похож ваш автомобиль?
Ранее психологами было выяснено, что человек имеет слабость к оценке текущих обстоятельств по выражению лица. Но может ли эта особенность распространяться на предметы неживой природы, оставалось загадкой. Проверить данную теорию взялись ученые одного из Венских университетов во главе с Карлом Граммером, сообщает www.membrana.ru. В эксперименте, а именно, распределении «лиц» машин по специальной эмоциональной шкале, были задействованы 40 взрослых добровольцев: 20 мужчин и 20 женщин.
В результате работы полученные оценки сравнили с данными компьютерной модели, которая по усреднённым показателям выражений лиц человека определяла мужественность, женственность и эмоциональную наполненность того или иного автомобиля. Как показали полученные данные, более 90% машин напоминали респондентам то или иное выражения лица. Фары чаще всего принимали вид «глаз», а решётка радиатора сравнивались со «ртом» или «носом». При этом частные впечатления в целом совпали с оценками компьютерной модели. «Подопытные» обоих полов предпочитали машины, которые ассоциировались с такими качествами, как «зрелый», «доминирующий», «надменный» или «злой». В лидеры по этим показателям выбились топовые модели BMW и Chrysler 300C. А вот с «подчинением», «дружелюбностью» и «детскостью» и мужчины, и женщины связали Nissan New Micra, Volkswagen New Beetle и Kia Piccanto. Данные машины пользовались несравненно меньшей популярностью, но речь идёт именно о предпочтениях, а не о реальном покупательском выборе.
Как же так получается, что предметы, совершенно не связанные с человеческой мимикой, мы все равно «очеловечиваем»? Авторы исследования пришли к выводу, что данный «феномен» вызван неким эволюционным «сбоем в программе» самого человека. Приобретённые навыки распространились на непредназначенные для этого объекты, поскольку быстро оценить выражение лица более важно, чем рефлексировать по поводу того, стоит это делать или нет. Возможно, в дальнейшем антропологи Австрии найдут практическое применение своим наработкам и выяснят, как «эволюционные» предпочтения влияют на конечные решения покупателей автомобилей.