Mazda CX-5: есть горизонты
Кроссовер должен иметь полный привод – таково мое персональное мнение, а иначе – какой же он cross и какой же он over? Усевшись в водительское кресло Mazda CX-5, я начал поиск кнопки, отвечающей за подключение задней оси. Перед глазами пробежали колодцы приборов, отличный цветной монитор, приятные ручки климат-контроля, клавиша с надписью «i-stop» (ого, что это?), но ничего похожего на полный привод в поле зрения не попало. Пришлось вылезти из-за руля. Приблизившись к мясистой корме Мазды, я перешел в позицию, которую японские конструкторы приняли бы за рьяное поклонение новому чуду с «фишкой» под названием Skyactiv. Взору открылись рычаги подвески, выхлоп, тормозные диски и суппорта. Приводов на заднюю ось не было. Я стоял на коленях перед Mazda CX-5 с колесной формулой 4х2.
В силу своей работы в «Автоцентре», я сталкиваюсь с большим числом автолюбителей, которые отдают предпочтение кроссоверам только из-за увеличенного клиренса. Добавляя при этом, что полный привод – дорогое излишество, за которое приходится ежедневно платить лишним расходом топлива и более высокой стоимостью обслуживания. А используется полный привод крайне редко. Выслушивая этот аргумент, мысленно я не соглашался. Сегодня мне предстояло укрепиться в своей правоте или разрушить персональную парадигму. Приступим.
Новая машина из Хиросимы получилась красивой. Сбалансированные формы, связь поколений, энергия – все это в ней есть. Люди, создававшие внешний дизайн, нарекли его поэтично – «душа движения». Красиво, не очень понятно, но одно можно сказать с уверенностью – свои души в разработку автомобиля они вложили. Вскоре после публикации первых фотографий Mazda СХ-5 посыпались комментарии о вторичности ее дизайна, перекличке во внешности с другим японским компактным кроссовером. Но никто не сказал, что машина некрасивая. В связи с этим, хочу выступить с программным заявлением: меня не волнует этот упрек во вторичности. Если моя подруга столь же красива, как подруга моего товарища – я не чувствую себя ущемленным. А с учетом того, что производство автомобилей – вещь массовая, у многих из нас подруги просто близнецы, вы не находите?
Встретив по одежке, мы задаемся вопросом, что наша красавица умеет. Реклама сообщает, что маздовцы изобрели автомобиль заново. Имеется в виду CX-5. Существенная доля истины в этом утверждении присутствует. В момент, когда все мотористы мира ринулись в уменьшение объема двигателя и навешивание на него каскадов турбин, люди из Mazda откровенно наплевали на тренд и пошли своим путем. Для этого надо иметь смелость и знания. Подняв степень сжатия на недосягаемый ранее уровень 14:1, а также изменив алгоритм работы впуска и оптимизировав массу мелочей, они преподнесли автомобильному сообществу новый двухлитровый бензиновый двигатель с примечательными характеристиками. Мощность и крутящий момент (150 л.с. и 210Nm) не сбивают с ног, но этот мотор «вынимает» из бака лишь пять литров за каждую «сотню» пробега. И это не рекламный слоган, а опыт реального тест-драйва.
Новый двигатель Skyactiv-G имеет массу 197 кг. На переднем плане – выпускной коллектор. За счет своей архитектуры «4-2-1» он улучшает продувку цилиндров, снижает температуру цикла и препятствует детонации.
Я отправился в путешествие с Mazda CX-5 ранним вечером; кружил по киевским проспектам и переулкам, покинул город и устремился на восток. Поскольку, низкий расход топлива был анонсирован еще на презентации автомобиля, следил за этим параметром скрупулезно с помощью бортового компьютера. В условиях города потребление топлива составило 5,6 л/100 км; средняя скорость – 54 км/час. Да, чуть не забыл – тестовая Mazda CX-5 оснащена 6-ти ступенчатым классическим «автоматом» с гидротрансформатором. И в салоне тихо жужжал двухзонный климат-контроль. Кроме того, уже в базе автомобиль оборудован системой автоматического глушения и старта двигателя при остановках. Ей дали имя «i-stop». Такими «штуками» сегодня уже невозможно удивить, но эта японская система работает по очень умному алгоритму. Водитель может выбирать – заглушить двигатель или оставить его в тонусе – с помощью педали тормоза. Останавливаясь перед красным сигналом светофора, вы понимаете, что потеряете на перекрестке не менее 25-30 секунд. В такой момент, чтобы сэкономить топливо, необходимо глубже продавить педаль тормоза и мотор остановится. Но, если вы оказались в медленной «тянучке», где паузы в движении составляют 2-5 секунд, бесконечный старт-стоп двигателя будет реально нервировать. В таком случае, не давите на тормоз в пол и система не будет глушить силовой агрегат. Автоматический запуск двигателя после остановки происходит менее чем за 0,4 секунды. Мудрая идея и отличная техническая реализация.
Вырвавшись из мегаполиса, я поддерживал крейсерскую скорость 100-110 км/час; круиз-контроль не использовал. Средний расход топлива в таком режиме составил 5,1 л/100 км. Примерно через час пути я прибыл в точку назначения, где переднеприводную Mazda CX-5 ждали грунтовые ухабы.
Съезжая с асфальта на кроссовере, в котором задняя ось безвольно катится вослед передку, я испытывал некоторое опасение за благополучный исход путешествия. На дворе темень и глушь; помощи ждать не от кого. В том числе, и от второй оси. Поэтому сосредоточился на геометрической проходимости новой Mazda CX-5, не втягивая ее в эксперименты по преодолению грязевых ванн. С дорожным просветом в 215 мм и короткими свесами, эта машина спокойно преодолевает ямы и ухабы, которые вы встретите на среднестатистической дороге на дачу. Энергоемкости подвески (McPherson спереди; многорычажка – сзади) достаточно для поддержания комфорта в салоне.
Упомянув о подвеске, хочется добавить, что Mazda наконец-то пошла навстречу своим почитателям и избавила их от жесткого громыхания «костей» на стыках и заплатках асфальта. Сохранив при этом азартную управляемость. Я проехал на личной Mazda 3 около пятидесяти тысяч километров и говорю со знанием дела: новая CX-5 комфортнее и тише. А отклики на руль фирменные – точные и живые.
Обратный путь к месту дислокации я совершил с выключенным климат-контролем (свежий воздух ночи не требовалось охлаждать) и задействовал круиз-контроль, который был установлен на отметке 90 км/час. За восемьдесят километров пути средний расход топлива составил 4,8 л/100 км.
Три месяца назад я писал в своем блоге, что за последние годы инженеры не подарили нам качественных прорывов в автоиндустрии. И вот на пороге Mazda CX-5, способная с двухлитровым бензиновым мотором, автоматической трансмиссией и работающим климат-контролем укладывать потребление топлива в магическую цифру «пять». Революция состоялась? Для утвердительного ответа на этот вопрос не хватает опыта эксплуатации. С такой степенью сжатия требования к качеству бензина возрастают, и хочется верить, что двигатели семейства Skyactiv проявят себя не только как экономичные, но и надежные. В любом случае, революционный буревестник уже в полете. И спасибо маздовцам за эту серьезную пробу кардинально снизить расход топлива.
Что в сухом остатке? Выразительная внешность, отличная эргономика, добротные материалы в салоне, «повзрослевшая» подвеска, острый руль и пять литров бензина на сто километров. Я не охотник и не рыбак, живу в городе. Моя парадигма полноприводности кроссовера трескается под натиском экономических аргументов. Пусть только два ведущих, но больше хрустящих в кошельке.
Само собой, Mazda CX-5 существует также в полноприводном варианте, что обеспечивает выбор и для тех, кто ценит экономию, и тем, кто стремится иметь запас проходимости. Жаль, что нас обделили на дизель – его характеристики выглядят очень заманчиво. Впрочем, ситуация должна измениться в следующем году, когда новый маздовский кроссовер на тяжелом топливе доберется до Украины. А пока выбор из одного бензинового мотора, механической или автоматической КПП (обе трансмиссии шестиступенчатые) и, как уже сказано, двух типов привода. Стоимость варьируется от 239900 гривен (2.0 Skyactive-G, 6MT, 2WD, комплектация Entry) до 339900 гривен (2.0 Skyactive-G, 6AT, 4WD, комплектация High).
Завершить свой рассказ о знакомстве с новой Mazda CX-5 хочу небольшим лирическим отступлением. В середине 90-х годов я беседовал с высокопоставленным сотрудником японской корпорации Bridgestone. О жизни в разных странах. Про свою Родину японец сказал следующее: на островах живет так много народа и построено столько инфраструктуры, что ни в одной части страны, за исключением берега океана, вы не увидите горизонта. Через пятнадцать лет, за рулем Mazda CX-5, я вспомнил эту фразу. Потому что у этого автомобиля есть горизонты.