Выплаты по договорам КАСКО и раньше не всегда осуществлялись «гладко», а с приходом кризиса ситуация усложнилась. Для автовладельца, не получившего свое возмещение от страховой, выход один – обращаться в суд. Как это сдеалть правильно, а главное – бесплатно?
Согласно ст. 2 Закона «О страховании» (далее – Закон) страхование наземного транспорта – вид добровольного страхования. Общие условия и порядок осуществления добровольного страхования определяются Правилами страхования, которые устанавливаются страховой компанией (далее – СК) самостоятельно и регистрируются в Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг. Конкретизация же таких общих условий происходит на уровне конкретного договора страхования. Исходя из моего опыта, часто для определения порядка и последовательности действий при наступлении страхового случая недостаточно обратиться только к договору, так как такая информация может содержаться и в Правилах, которые по этой причине важно получить у СК при подписании договора. При ДТП рекомендую еще раз изучить сроки и порядок информирования СК, перечень необходимых для выплат документов. При подаче документов обязательно получите отметку СК об их принятии с датой (как правило, это делается либо путем проставления отметки на Вашем экземпляре заявления, в котором перечислены все прилагающиеся документы). Иначе могут возникнуть сложности с доказыванием соблюдения срока подачи, нарушение которого может быть основанием для отказа в выплате.
Также обратите внимание на порядок определения суммы страхового возмещения, что важно для определения размера Ваших требований к СК. В некоторых случаях достаточно получить счет с перечнем работ от СТО, иногда проводится соответствующая экспертиза.
Если СК отказывается платить или затягивает с решением и перечислением денег (обычно она должна это сделать в течение месяца после предоставления всех документов), для получения компенсации придется идти в суд. При этом в моей практике такие иски часто подавались в порядке рассмотрения дел о защите прав потребителей, что освобождает истца от госпошлины, также разрешает подачу иска по месту проживания страхователя. Основным условием распространения на отношения по страхованию норм о защите прав потребителей является то, что страхователь – физлицо, застраховавший свое авто, которые используется для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанности наемного работника. Однако иногда суды не поддерживают такую позицию, поэтому надо быть готовым к оплате госпошлины (1% от суммы исковых требований в пределах 51-1700 грн.), которой в случае успешного разрешения дела взыскивается с проигравшей стороны. Также придется оплатить затраты на информационно-техническое обеспечение информационного процесса (около 100 грн.).
Предлагаю успешно использованный вариант иска о взыскании компенсации с СК. С ним можно идти в суд самостоятельно. После подачи искового заявления может быть несколько вариантов развития событий – страховая может добровольно выплатить возмещение или не согласиться с указанными доводами, выдвинуть встречные аргументы. В этом случае придется воспользоваться услугами квалифицированного адвоката.
Пример иска: