В предыдущем рассказе о ЗАЗ Forza мы упомянули, что автомобиль разгоняется до 100 км/час быстрее, чем указано в инструкции. Наши замеры стабильно укладывались в 12,5-13 секунд, при заявленных заводом 16 секундах.
Несмотря на то, что ЗАЗ Forza определенно не спорт-кар, замеры динамики разгона вызвали оживленную дискуссию у читателей. Многие из них отнеслись к результатам скептически. На этом фоне родилась мысль проверить реальную мощность и крутящий момент нового украинского автомобиля. И постараться объективно подтвердить, что ЗАЗ Forza – не сонная муха; ее мотор позволяет спокойно держаться в городском потоке и совершать обгоны на загородной трассе.
Сказано – сделано. В конце ноября тестовая ЗАЗ Forza с порядковым номером 768 заехала на сертифицированный моторный стенд. Производитель стенда – европейская компания V-Tech, поставляющая свою продукцию профессиональным гоночным командам, а также любителям серьезного тюнинга. Стенд в состоянии делать измерения на обеих осях автомобиля, с мощностью до 1000 л.с.
Впрочем, наши запросы были значительно скромнее… Технические характеристики стенда обеспечивают точность измерения с отклонениями не более 0,1%. По окончании испытаний формируется график, наглядно показывающий, каковы значения мощности и крутящего момента на всех этапах. «Автоцентром» было сделано два контрольных замера. Процесс измерений был снят на видео; его можно посмотреть здесь
Запорожский автомобилестроительный завод в инструкции по эксплуатации заявляет 109 л.с. мощности двигателя ЗАЗ Forza, достигаемые на 6000 об/мин. Крутящий момент – 140Нм при 4500 об/мин.
Итак, измерение. Машина «угнездилась» на катках дино-стенда и надежно закреплена ремнями. За рулем – специалист компании, проводящий испытания. На экран компьютера выводятся «скорость» автомобиля и обороты двигателя. В помещении – невероятный шум. Это могучий вентилятор вгоняет воздух в радиатор ЗАЗ Forza. Мотор раскручивается до отсечки в 6200 об/мин на четвертой передаче, наиболее близкой к прямой. И наступает тишина – ЗАЗ Forza «останавливается». Затем печатается график измерений.
Результат перед вами:
Над графиком выведены пиковые значения мощности и крутящего момента. ЗАЗ Forza достигла 107,4 л.с. мощности при 6168 об/мин и 127,2 Нм крутящего момента при 5213 об/мин. Характерно, что крутящий момент достигает 107 Нм уже при 1500 об/мин. Вот почему ЗАЗ Forza легко трогается. Далее крутящий момент еще чуть растет, а начиная с 2500 об/мин кривая момента становится практически ровной, на уровне 120-125 Нм, и остается такой вплоть до отсечки. Конечно, ЗАЗ Forza не побила рекорды и не разорвала в клочья беговые барабаны дино-стенда. Но выступила, в целом, достойно. Отклонение реальной мощности от заявленной составило 1,5%.
Для наглядности приведем заводские данные и результаты наших измерений в таблице:
Заводские значения (мощность/крутящий момент) | 109,0 л.с. | 140,0 Нм |
Измерения «Автоцентра» | 107,4 л.с. | 127,2 Нм |
Уезжаем с напутственными словами специалиста: «У вас сейчас загорится лампочка неисправности ABS, так всегда бывает. В ходе испытаний передние колеса крутятся, задние неподвижны. Датчик ABS в такой момент отказывается понимать происходящее, но придет в норму через километр обычной езды».
Так и есть, на торпедо – желтый символ проблем с антиблокировочной системой. Работоспособность вернулась даже раньше – через 400-500 метров сигнал тревоги исчез.
Что в итоге? Признаться, волновались перед началом испытаний. А вдруг ЗАЗ Forza не дотянет до заявленных показателей? Но все закончилось благополучно. Завод-производитель указывает объективные данные, это факт. А как же разница значений? Такие различия – в полторы-две лошадиные силы – обычное явление, характерное практически для всех производителей. Его легко объяснить, например, разницей в методике измерений и качеством топлива.
Вернемся со стендовых испытаний к будничной эксплуатации. И продолжим разговор о двигателе. На дворе зима, днем на улице -1-3 С0. В моторе ЗАЗ Forza – оригинальное масло GM (вязкость SAE 5W-30), залитое в ходе нулевого ТО.
Периодически, утро начинается с проверки щупа. Уровень масла держится на максимуме, без изменений на протяжении 2000 км пробега после обслуживания. С похолоданием мотор все также легко запускается. Но голос его, в первые минуты после старта, изменился. Сухо и звонко «говорят» гидрокомпенсаторы. Так продолжается 1-2 минуты после запуска. Потом, «напившись» масла, гидрокомпенсаторы умолкают. В выявленной особенности нет криминала, но осмелюсь дать рекомендацию сегодняшним и будущим владельцам ЗАЗ Forza: будьте бережны, не срывайтесь с места сразу после запуска мотора. Вы ведь умываетесь и завтракаете после пробуждения? Дайте такой шанс и двигателю. Так вы сбережете ресурс, ведь 90% износа современного ДВС происходит в первые минуты после запуска, пока моторное масло «путешествует» из поддона картера к местам, требующим смазки. Но не надо прогревать мотор 10-15 минут! Это напрасно потерянное время и деньги, плюс загрязненная атмосфера. Вполне достаточно и 2-3 минут прогрева до начала движения.
До новых встреч на страницах Дневника ЗАЗ Forza. В следующем выпуске: как тестовый автомобиль преодолевает киевскую брусчатку, дальняя дорога с полной загрузкой и мелочи жизни.