X

Вокруг Карпат за 72 часа или Путевые заметки по маршруту Киев – Славское – Хуст – Рахов – Яремче – Киев

В плане путешествия стояли три основные цели: во-первых, тестирование одного из самых интересных «семейных» внедорожников современности Honda Pilot, во-вторых, сбор данных для будущего путеводителя для авто путешественников, и третье, без чего мы никогда не выдвигаемся в путь, это получение удовольствия от того, чем мы вот уже несколько лет занимаемся.

Сочетание приятного с полезным в работе – большое искусство. А когда работа связана с путешествиями и делается с удовольствием и не только от души, но и для души – это уже счастье. На этот раз счастье улыбнулось нам, команде внедорожного журнала "Вирус Свободы" , небольшой экспедицией в Карпаты. В плане путешествия стояли три основные цели: во-первых, тестирование одного из самых интересных «семейных» внедорожников современности Honda Pilot, во-вторых, сбор данных для будущего путеводителя для авто путешественников, и третье, без чего мы никогда не выдвигаемся в путь, это получение удовольствия от того, чем мы вот уже несколько лет занимаемся. Итак, в путь!

Киев – Славское
Не смотря на политические и экономические перипетии в Украине, мы гордо констатируем, что строительство дороги Киев – Львов идет полным ходом. Конечно, эта дорога все еще далека от автобана, где автомобиль на любой скорости мчится без тряски и вибраций, как вкопанный, насколько это применимо к описанию качества
Выбор маршрута Киев – Славское для испытания ходовых качеств Honda Pilot был далеко не случайным. Действительно, отрезок Киев – Ровно – Львов представляет собой интерес не только как тестовая площадка крейсерских способностей автомобиля и его возможностей обеспечить комфорт в длительном путешествии, но и как возможность составить путеводитель для авто путешественника по Украине. Что касается заправок, мы выбирали только WOG и ОККО. И дело даже не в топливе. Являясь путешественниками искушенными, нам требуется не просто наличие объекта с инициалами WC, но наличие туалета, в который, грубо говоря, приятно зайти. И выйти. Без осадка в душе и горечи за родину. Нам нужен свежий, обжигающий душу, кофе. Качество кофе на этих заправках, равно как и его цена в 4 гривны 50 копеек, нас устраивает полностью, а термосы и бутерброды мы с собой в дорогу по Украине давно не берем. движения. На нашей дороге пить кофе на ходу, даже в таком крейсере как Honda Pilot, все еще не представляется возможным. И хотя мы знакомы с большинством правил дорожного движения, скорость 150 км/час была нашей крейсерской на отрезке пути от Киева до Ровно. От Ровно до окружной Львова идут дорожные работы, но на готовых участках уже можно приятно ускориться.

Организация питания во время путешествия играет далеко не последнюю роль в деле наслаждения дорогой, природой, и даже компанией. Известно, что от того, как поставлено питание в пути зависит не только атмосфера в коллективе, но и даже степень получения удовольствия от осмотра достопримечательностей. Особенно, если вы активно передвигаетесь: пешком, вплавь, или на автомобиле. Наша команда уделяет немало внимания вопросам питания, в зависимости от формата экспедиции. Необходимо знать заранее, на что рассчитывать – ужин у костра на свежем воздухе поздней осенью или уютный ресторан, в который-то и заходить в походных штанах некомфортно. На этот раз мы предавались формату номер два.

Как и подобает джиперам, обедать мы решили в тематическом кафе «Мотель 4х4», который расположен на въезде на окружную Ровно со стороны Киева. Здесь следует сделать лирическое отступление по поводу тенденций в национальном общественном питании в период становления капитализма. Несколько лет назад, когда цена на продукты питания была мизерной, украинский повар готовил щедро, не скупясь и не жалея продуктов. Потому получалось у него всегда вкусно. А теперь, когда порция знаменитого на весь мир украинского борща в Украине стала стоить в среднем 20 гривен, то смекалистый повар принялся не только делить привычную «нашу» порцию на три «европейских», но и стал недокладывать туда то, что делает этот борщ необычайно вкусным и у каждого повара разным. Еда стала одинаковая, маленькая, дорогая и невкусная. Но не везде. Вот и возникла у нас идея оповещать читателя о том, где нам было хорошо и вкусно. А в каком веке построен тот или иной памятник, добросовестный путешественник узнает и без нашего путеводителя. Возвращаясь к «Мотелю 4х4», название которого говорит о том, что здесь просто обязаны уделить внимание «человеку на джипе», добавим, что наше лирическое отступление коснулось и их некогда добротной кухни.

Отрезок пути до поворота в сторону популярного горнолыжного курорта Славское ничем примечательным не отличался. А вот последние 22 километра от трассы до городка были поразительными. И для нас и для автомобиля. Хонда словно «не хотела туда». И правильно делала. Такой разбитой дороги мы не видели давно. Это понятно, что горнолыжный курорт на то и горнолыжный, чтобы ездить туда зимой, когда все ухабы и ямы сглаживаются укатанным снегом, а кучи строительного мусора превращаются в прекрасные рождественские сугробы. Но нам повезло. Во-первых, мы получили возможность протестировать автомобиль на совершенно разбитой дороге, которую японские инженеры Хонда вряд ли имели в виду, называя свое детище «вседорожником». Во-вторых, мы, наконец, пробудились от комфортного полузабытья в мягких лапах Пилота.

Неудивительно, что горнолыжный курорт в бесснежном ноябре пуст. Улицы пестрят табличками «Свободные места ЕСТЬ». Темно и грязно. Центральная улица Славского еще больше разбита, чем подъезд к городу. Вообще, зрелище напоминает клетку с белым медведем летом. Только летом жалко белого медведя, а нам было жалко клетку. Воображению представилась та же картина, но со снегом и включенными фонарями и гирляндами, и по душе разлилось уютное тепло.

Между тем, мы нашли приют в превосходном частном отеле «Анастасия», который был найден в интернете. Особняк на 5-7 номеров, трехэтажный, с видом на весь город, недалеко от цивилизации с кафе и магазинами, принял нас на ночь всего за 70 гривен с человека. В таком месте хорошо встречать Новый Год в компании друзей. Мы, конечно же, справились о новогодних тарифах. В этом году цена проживания составит 300 гривен с человека, включая новогодний стол. Бронировать же особняк под праздник нужно не позднее октября. Единственное, что было необычным для нас, детей асфальта, в этом гостеприимном раскладе, это наличие хозяев в том же здании. Не покидало чувство того, что мы не в гостинице, а в гостях у тетушки. Хотя многим это, наоборот, нравится.

Ужинали в ресторане «Максим». Говорят, что это самый серьезный ресторан в центре города. Из открытых – да. Но в следующий раз, за более 200 гривен «с носа», принимать пищу мы будем в другом месте. Не мудрено, что достойной альтернативой общественному питанию в национальной индустрии развлечений и туризма выступают мелкие магазинчики с едой и алкоголем. Набрав еды и питья в магазине, разумно уединиться в своем же коттедже, получив гораздо больше удовольствия в не менее приятных условиях.
Подъем на автомобиле на вершину горы Тростян или Высокий Верх в наши планы не входил, поэтому мы нашли дальнейшее пребывание в бесснежном Славском бессмысленным. Утром следующего дня мы выдвинулись в сторону Закарпатья, держа курс на Хуст и Рахов, чтобы оттуда пересечь Карпаты через Яблунивский перевал и выехать к Яремче.

Славское – Хуст – Рахов
Чтобы получить удовольствие от путешествия по Карпатам, достаточно любить горы в принципе и успевать на ходу крутить головой по сторонам. Каждая точка Карпат, которую мы проезжали, не была похожа на предыдущую, и более не повторялась. Все пейзажи были настолько разные, что крутить головой по сторонам было вовсе не скучно.

Ускорившись, чтобы засветло проехать Закарпатье, мы остановились на обед лишь в конце окружной дороги города Хуст, в круглосуточном кафе «АВС» на заправке EnerGO. Да! Здесь пахло Европой. Опрятные столики, вежливая, неславянского вида блондинка-официантка, с трудом понимаемый русский язык, безукоризненное обслуживание и пряная венгерская кухня посеяли в наших сердцах и желудках мирное ощущение надежды на то, что не все еще потеряно в нашей такой, как оказалось, разной, стране. На выходе, после того, как мы сделали пару кадров на память, к нам подошел директор сети этих комплексов и вежливо поинтересовался, зачем это мы снимаем. Узнав, что мы путешественники, готовим статью о своей поездке, пожелал нам счастливого пути и предложил любую интересующую нас информацию.

Здесь хотелось бы сделать еще одно лирическое отступление, и распространиться на тему общей положительности нашего народа. До сих пор, вот уже два года, журналисты «Вирус свободы» еще ни разу не получили отказ в доступе к информации ни от спортсменов, ни от бизнесменов, ни от должностных лиц при исполнении. Доброжелательное отношение к нашему брату повсеместное. Даже ГАИ, которая ловит нас время от времени в свою ловушку правил дорожного движения, после того, как узнает, чем мы занимаемся и зачем это делаем, отпускает нас с миром и пожеланием «счастливої дороги». И мы не злоупотребляем. Кстати говоря, нам ни разу не попадались сотрудники ГАИ – прототипы героев соответствующих анекдотов. Похоже, и здесь далеко не все потеряно.

Отрезок пути от Хуста до Рахова, пожалуй, явился самой интересной частью нашего короткого путешествия. Сотня километров пути, безусловно, стоит той тысячи, которую нужно проделать, чтобы сюда попасть. Живописные берега Тисы, сотня метров до Румынской границы, пограничные столбы с гербом Украины, соляные карьеры Солотвино и его пышные современные особняки, деревянные церкви XIII – XV веков и нависающие со всех сторон, словно пытающиеся сомкнуться, горы. В какой-то сотне метров – Румыния. Такие же села, контраст крестьянских трущоб с дворцами современной постройки. Рыбаки, перекрикивающиеся друг с другом, стоя по разные стороны Тисы, на одном языке, и ни одного пограничника, ни украинского, ни румынского. Проверять бдительность пограничных служб мы, понятное дело, не стали.

Единственная, стелющаяся вдоль Тисы дорога привела нас в село Деловое, которое так стало называться уже в советские времена, благодаря своей активности. Еще в XIX веке здесь функционировал стеклозавод. Сохранились старые штольни, в которых добывали руду для чугунолитейной мануфактуры. О развитости региона говорят и мастерски вписанные в ландшафт, спроектированные еще Австро-Венгерскими имперскими инженерами, железная и автомобильная дороги. Сегодня это место известно тем, что здесь расположен геодезический знак, установленный Австро-Венгерскими топографами в 1887 году, который принято считать географическим центром Европы. В 1990-х годах норвежские топографы высчитали, что центр Европы находится неподалеку от Вильнюса, в Литве. Мы не будем вникать в спор за первенство во владении центром Европы, но то, что наш «Пуп земли» расположен в более романтичном и даже мистическом месте – это факт.

Едва мы сделали несколько кадров у мемориальной доски с надписью «Географический центр Европы», на горы опустилась ночь. Очень символичное окончание этой части нашего путешествия. Отсюда дорога вновь уводит нас вглубь территории Украины в сторону Рахова. Рахов, город, история которого ведет исчисление со времен, когда разбойники с обеих сторон гор подсчитывали, «рахували», доходы от своего неблаговидного промысла.
Говоря о величии Природы, нельзя не упомянуть об одной серьезной экологической проблеме, совершенно незаметной для горожанина. Мы увидели, почему весь цивилизованный мир борется с употреблением полиэтиленовых пакетов. Берега Тисы, по обе стороны поросшие кустарником и деревьями, которые оказываются на пути у сильного течения во времена паводков, буквально обмотаны полиэтиленовым мусором по всей протяженности реки. Природа, словно бросает эти ветви в воду и поднимает уровень, чтобы очистить реку от плывущего по воде мусора, который застревает среди кустов и деревьев. Кстати сказать, по уровню мусора на ветвях и ватерлиниям на домах, можно предположить, каким ужасным было недавнее наводнение.

Рахов – Татаров

Наша Хонда Пилот уверенно понесла нас вверх в горы, к Яблунивскому перевалу. 3.5-литровый двигатель даже не ощущал нагрузок на горном серпантине. На придорожной табличке написано, что высота перевала 931 метр. Мы тут же сверили показания таблички с показаниями своих GPS-навигаторов: 926 метров на уровне полотна дороги. При том, что, температура за бортом в долине Тисы составляла 10-13 градусов, на перевале было +1-2 градуса. Прозрачное звездное небо, молодой месяц прямо над головами, сувенирный базар с гуцульскими «штучками», все это вносило в наше путешествие приправу из местного колорита и известной доли романтики. Собственно за этим мы сюда и ехали.
Там же, на перевале, начиналось Прикарпатье, Ивано-Франковская область.

Остановиться на ночлег мы решили в придорожной гостинице, обязательно деревянной, но современной, чтобы со вкусом отдохнуть после весьма насыщенного переезда в 270 километров.
Чем ближе мы подъезжали в Яремче, тем более ощущалось, что эти территории всерьез делают ставку на туризм. Огромное количество домов, домиков, гостиничных комплексов и коттеджей сдается любителям горных лыж. В темноте ноябрьской ночи, на въезде в Татаров, на нас возымела действие яркая вывеска «Комплекс Отдыха. Ресторан» и мы тут же свернули на освещенную, тщательно убранную территорию парковки гостиничного комплекса «Ольга», который соответствовал всем нашим критериям выбора места для ночлега.

Это может показаться шуткой «а ля Задорнов», но выбирая гостиницу, мы уже, просто из озорства, смотрим, какой туалетной бумагой укомплектовано отхожее место. Странно, но даже в весьма недешевых заведениях вам почему-то предлагают самую дешевую, серую, жесткую, туалетную бумагу. И, как правило, обнаруживаете вы это в самый неподходящий момент. Удивительно, но «Ольга» нам предложила вполне сносного качества туалетные расходники. А комфорт, как известно, состоит из мелочей, прекрасного номера «люкс» за 250 гивен, горячей воды и кабельного телевидения.
Что касается ресторана, особенного мы ничего не заметили. Пища добротная и вкусная. Порция пельменей из 20 штук стоит 22 гривны, а яйца в яичнице отчего-то слишком маленькие, но это могло нам показаться под влиянием нагулянного за ночь аппетита. В целом, если вы едете в Яремче с востока, не поленитесь проехать на 10 км глубже в горы и остановиться на ночлег там. Вы не пожалеете.

На Киев
Солнечным утром, после завтрака и небольшой фото сессии, мы выдвинулись в сторону Киева. Путь домой обычно проходит с налетом некоторой тоски и молчаливости: изъезженные дороги, где знаком каждый километр, и предстоящая рабочая неделя.
Но тут нас принялись развлекать наши GPS навигаторы, да так, что об этом не только уместно, но и необходимо рассказать в данном изложении.

В путешествии были задействованы два прибора навигации Garmin Nuvi 500 и Garmin Oregon 300. Nuvi работал с картой NavLux 3d, версией от 30.09.2009. Oregon был оснащен картой Aeroscan Roads 3d от 13.08.2009. Мы знаем правило, которое гласит, что глупцам нельзя показывать неоконченную работу. Наверняка обе компании стремятся сделать одну большую универсальную карту с максимумом деталей. Но сегодня, в погоне за детализацией, напрочь утрачена надежность прокладки маршрута даже между городами, не говоря уж о том, чтобы найти корректный путь в дебрях незнакомого современного мегаполиса.

Если НавЛюкс хотя бы пытался всякий раз пересчитывать маршрут, то Аэроскан просто его закольцовывал и, теряясь, попросту выключал функцию прокладки маршрута, предупреждая о том, что произошла ошибка расчета. Это случилось на окружной дороге Ивано-Франковска на подъезде с юго-западной стороны, а затем, по дороге из Тернополя в Киев, через Ямполь. Известно, что это кратчайший путь из Тернополя в Киев, минуя Хмельницкий. Но обе карты этого пути, похоже, не знают.

Всякий раз, когда приборы навигации вели нас в неправильном направлении, мы вспоминали бедных иностранцев, которые все еще приезжают в Украину за впечатлениями.

Заключение

Широка страна моя родная. Это правда. Изъезженные маршруты и толпы на вокзалах – это далеко не все, что может найти пытливый глаз и ум современного человека, которого интересует больше, чем тарифы на электроэнергию и прожиточный минимум. В период перемен очень интересно смотреть, как из пепла возрождается новое: бизнес, отношения, люди и даже Природа. Как умирает старое. А еще интереснее, когда есть с кем поделиться впечатлениями, и тебя услышат.

Собственный Тест драйв Honda Pilot