Когда-нибудь Segway все-таки станет серьезной альтернативой автомобилю. Стоило лишь раз прокатиться на этом электрическом самокате, чтобы только о нем и мечтать, особенно когда часами простаиваешь в киевских пробках и тянучках.
| | Когда-нибудь Segway все-таки станет серьезной альтернативой автомобилю. Стоило лишь раз прокатиться на этом электрическом самокате, чтобы только о нем и мечтать, особенно когда часами простаиваешь в киевских пробках и тянучках. |
Руки на рукоятки, ногу на площадку! – командует инструктор. – Теперь вторую, и стоим! Пусть он к вам привыкнет.
Привыкнет? Это что же, он живой? Качнувшись вперед-назад, аппарат сам замирает под ногами. Стою без движения на его резиновом коврике: нужно и самому привыкнуть.
Немного экстрима
Эта секунда нужна процессору Segway, чтобы он, проанализировав информацию от нескольких датчиков, оценил и занес в свою память параметры моего тела – массу, высоту центра тяжести. После этого система будет поддерживать аппарат неизменно в устойчивом состоянии – при условии, что мои ноги остаются на платформе, а руки – на рукоятках.
– Вперед!
Исполняю команду буквально – наклоняюсь всем корпусом вперед. И меня вдруг подхватывает и несет некая волшебная сила. Скорость плавно нарастает, беззвучно лечу по аллее, привлекая внимание гуляющих. Но вот неумолимо приближается край дорожки, а за ним и ствол старого клена. Невольно отклоняюсь назад, и машина подо мной сама замедляется: именно так и тормозят на Segway. Если оставаться в таком положении и после остановки, «включится» задний ход.
Повернуть, как на велосипеде, не получится – руль зафиксирован жестко. Чтобы изменить направление движения, нужно вращать кольцевую рукоятку под левой рукой, и колесо с нужной стороны притормаживается. Самокат может развернуться на месте: одно колесо вращается вперед, второе – назад. На первых виражах было трудно выдерживать нужный радиус, приходилось вращать кольцо управления рывками, корректируя курс мелкими подруливаниями.
Войдя в крутой поворот на высокой скорости, почувствовал, что центробежная сила пытается скинуть меня. Для большей уверенности опытные пользователи Segway рекомендуют наклоняться телом внутрь поворота, как это делают мотоциклисты. Колеса ничем не подпружинены, так что о характеристиках подвески речь не идет. Но благодаря своему диаметру (около 480 мм) бескамерные «пневматики» неплохо поглощают неровности.
Опасность и безопасность
Segway способен развивать до 20 км/ч. Двигающийся с такой скоростью объект суммарной массой около 150 кг может причинить вред его водителю и окружающим. Чтобы свести возможную опасность к минимуму, конструкторы предусмотрели три режима эксплуатации: уровень начинающего пользователя (скорость до 10 км/ч), средний уровень (до 13 км/ч) и экстремальный (до 20 км/ч). Кроме «максималки», на каждом уровне ограничена скорость движения в поворотах.
Когда во время нашего теста, выбрав средний уровень, я пытался разогнаться до максимальной скорости, Segway вдруг уперся своей стойкой мне в живот. Я приналег посильнее – но аппарат еще упорнее отталкивал меня. «Интеллект» тележки проявился и во время езды задним ходом. Когда допустимая скорость аппарата была превышена, он начал издавать прерывистый сигнал.
Колеса этого ТС не боятся травы, грунта и тротуарной плитки. Однако смена покрытия приводит электронный мозг Segway в замешательство. На новой дороге колеса испытывают иное сопротивление качению, что требует корректировки алгоритма стабилизации. Поэтому при съезде с дорожки на газон нужно пару секунд не предпринимать никаких маневров. Не рекомендуется ехать одним колесом по одному типу покрытия, а вторым – по другому. Но мы делали это – и «возражения» со стороны самоката не встретили.
Овладеть навыками езды на нем оказалось делом 15 минут. Даже наша модель Татьяна, увидевшая Segway впервые в жизни, к середине фотосессии едва не летала по дорожкам.
Призвание
Полдня, проведенные в обществе этого интеллектуального транспортного средства, позволяют сделать вывод: в наших условиях на нем лучше всего ездить с целью развлечения – или вообще без цели, по садовым или парковым дорожкам. Ведь по уровню эмоций Segway во многом сродни аттракциону. Наверняка это поняли еще самые первые испытатели новинки, но уже потом, вдогонку, для электроскутера придумали какие-то практические функции – объезд пробок, перемещение по супермаркетам, территориям аэропортов, складов, заводов…
Резюме «Автоцентра»
| |
| Компактность | | Высокая маневренность | | Удовольствие от вождения | | Низкая стоимость эксплуатации |
| | Высокая цена | | Отсутствие кузова | | Слабо развитая сервисная сеть |
|
| Мнение | | Сергей Тарнавский Главный редактор журнала «Автоцентр», кандидат технических наук. В 1987–1996 гг. – инженер-конструктор систем ориентации и стабилизации Создатели Segway использовали давно накопленные знания механики сложного движения системы масс и современные технологии робототехники и удачно применили их в разработке нового транспортного средства. Интересно проследить, насколько сложнее эта конструкция по сравнению с тем же давным-давно изобретенным велосипедом. Для Segway пришлось использовать быстродействующий процессор, электролитический отвес, несколько гироскопических датчиков, электромоторы, чтобы добиться того же эффекта, который у велосипеда обеспечивается двумя вращающимися колесами (это одновременно стабилизаторы и движители), и умением водителя держать равновесие. Замечу, что для стабилизации самоката хватило бы и одного гироскопа с маятником, но создатели вынуждены были усложнить и продублировать систему. Во-первых, чтобы человек не мог упасть при отказе ее элементов, а во-вторых, для контроля угловых скоростей и боковых ускорений площадки при маневрировании. Кстати, в окружающем мире гироскопов великое множество – начиная с простейшего детского волчка и заканчивая постоянно вращающимся земным шаром. Есть они в системах стабилизации автомобилей, а теперь – и в самокатах. |
|
|
|
10 заповедей пользователя 1. Доверять Segway. 2. Держать руки на рукоятках, ноги – на площадке. Segway сам обеспечит равновесие. 3. При необходимости спешиться ноги с площадки снимать поочередно. 4. Никогда не пытаться поставить ноги на землю впереди Segway. 5. Остерегаться движения каждым из колес по разным типам покрытий. 6. Избегать маневров в момент смены типов дорожного покрытия. 7. Избегать поездок в проливной дождь, по лужам и снегу. 8. Избегать поездок по булыжной мостовой, особенно – мокрой. 9. Не употреблять алкоголь перед поездкой на Segway. 10. Не использовать Segway в качестве инвалидной коляски. |
|
|
Что это такое |
Segway Human Transporter (так величают это транспортное средство его создатели) – двухколесная самобалансирующаяся тележка, питающаяся от литий-ионных аккумуляторных батарей. В движение ее приводят маршевые электродвигатели, встроенные в колеса. Самая сложная часть этого транспортера – автоматическая система, обеспечивающая устойчивое и горизонтальное положение площадки для ног. Принципы ее работы позаимствованы из робототехники. В основе устойчивости одноосной тележки – датчики, работающие на использовании гироскопического эффекта. Гироскоп – это вращающееся тело, ось вращения которого сохраняет стабильное положение в пространстве. Мощный микропроцессор 100 раз в секунду опрашивает электролитический датчик наклона (своеобразный отвес или маятник) и твердотельные вибрационные гироскопы – инерциальные датчики угловых скоростей. На основе их данных компьютер производит вычисления, определяет угол и скорость отклонения системы «тележка – водитель» от вертикали и дает команду на двигатели, чтобы восстановить равновесие. Именно изменением крутящего момента, передаваемого на маршевые электромоторы, и компенсируются возникающие дестабилизирующие силы и моменты. Иными словами, если центр тяжести в какой-то момент смещается вперед, точно дозированным (хоть и малозаметным) «рывком» вперед скутер как бы вырывается из-под пассажира и переносит центр тяжести назад – и наоборот, то есть равновесие скутера поддерживается подобно тому, как мы пытаемся удержать на ладони вертикально стоящий карандаш. Датчики продублированы резервными, поскольку сбой любого из них может привести к падению ездока. Заряда аккумуляторов хватает более чем на 30 км пробега – в зависимости от стиля езды. Подзаряжаются они от домашней розетки в течение 4–6 часов, ресурс – 300–500 циклов заряд/разряд, диапазон рабочих температур – от -10 до +50 градусов. При зарядке скутер потребляет около 140 Вт мощности. Segway появился в продаже весной 2002 года. Его создатель – известный американский изобретатель Дин Кеймен. Поначалу его детищу пророчили миллионные тиражи, но широкому распространению скутера помешали цена – от $4,5 тыс. (в США) – и отсутствие законодательной базы на право его использования во многих странах. Компания Segway Inc. (г. Бедфорд, штат Нью-Гэмпшир, США) уже выпустила и продала более 23,5 тыс. экземпляров данного транспортного средства. |
|
|
| Segway i180 |
Общие данные | Тип кузова | – | Дверей/мест | –/1 | База, мм | – | Клиренс, мм | 76 | Масса снаряженная, кг | 36 | Максимальная скорость, км/ч | 20 | Объем багажника, л | – | Грузоподъемность, кг | 45–118 | Запас хода, км | 24–39 | Двигатель | 2 шт., электрические постоянного тока бесщеточные | Тип привода | полный | КП | – | Ходовая часть | Тормоза | электромеханические | Подвеска | нет | Шины | 100/6514 | Стоимость в Украине | от $11,5 тыс. до $15,0 тыс. |
|
Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка
Редакция благодарит фирму Innovative Special Events за предоставленное на тест транспортное средство