Тестируем новый (праворульный!) BMW X3 на дорогах ЮАР
Если вам кажется, что вы отлично водите автомобиль, быстро осваиваетесь даже за рулем крупных машин и вообще практический стаж у вас уже ого-го, стоит хоть раз проехать по стране с левосторонним движением за рулем… Хотя на самом деле цель данной поездки была вовсе не испытать себя, а поближе познакомиться с автомобилями BMW X3 и их производством. Но для этого мне пришлось отправиться в буквальном смысле на другой конец света – в ЮАР! Зачем так далеко?
Этот вопрос мне задавали не только коллеги и друзья, но и поначалу я сам себе. Однако, ответ из серии “А знали ли вы?” нашелся очень быстро. Дело в том, что в ЮАР расположен первый завод, построенный BMW за пределами Германии. Произошло это еще в 1973 году. Кстати, среди других моделей на старте производства была даже BMW 850 CSi. Но уже с 1983 года завод в Росслине – это примерно в часе езды от Йоханнесбурга – сосредотачивается на выпуске BMW 3 серии. В 2015 году был выпущен миллионный автомобиль, а всего за 35 лет с конвейера сошло 1 191 604 машины 3 Series. Теперь же, с лета этого года, здесь собирают исключительно новый BMW X3 (G01). Экскурсия по заводу и увиденное там достойны отдельного материала, меня же в первую очередь интересовало, как добраться до него!
По хорошей традиции выездных тестов журналистам прямо по прилету раздали новенькие X3 – по одной машине на двоих. Уступив место коллеге и облегченно вздохнув (все-таки не сразу за руль!) я занял пассажирское место. Представьте себе, вы открываете водительскую дверь, а вместо руля – перчаточный ящик! Начинаете ехать, и опять же, со своего пассажирского места инстинктивно пытаетесь посмотреть в зеркала и нащупать педали. Ехать слева и осознавать, что ты вообще не контролируешь авто – то еще развлечение! Первые километры… да что там, метры по африканской земле дались нам с трудом. Несмотря на подробные подсказки навигации и наличие знаков, мы сбились с маршрута сразу же и въехали в подземный паркинг при аэропорту. В самый дальний угол. Без шансов самостоятельно вырулить из этого тупика. Спасибо организаторам: пришли на помощь и сопроводили до места первой остановки – завода BMW, с конвейера которого эти же машины сошли несколько недель назад!
По Африке на X3
Небольшая по сути поездка, но сколько впечатлений и обсуждений! Теперь же, переведя дух, можно повнимательнее взглянуть и на новое поколение BMW X3. Изменения по сравнению с предшественником заметны сразу: здесь гораздо крупнее фирменные ноздри, а в бампере нет больше круглых противотуманок. Сам кузов стал не только больше, но и словно крупнее, массивнее. Подтверждение тому находится и в технических данных. Третье поколение X3, построенное на модульной платформе CLAR, на 6 см длиннее второго, на 5 см больше в колесной базе. Таким образом, кроссовер стал больше первого поколения X5! Выделяют новинку и фактурные выштамповки на капоте и боковинах. И хотя новые иномарки в ЮАР не редкость, X3 привлекает особое внимание!
Впрочем, с вниманием местных следует быть очень осторожным. Даже не в самых опасных районах крупных городов вас могут ограбить средь бела дня. А небольшие деревушки и городишки и вовсе могут стать ловушкой для автомобилиста (чего ожидать здесь белокожему иностранцу – неизвестно). Поэтому нас попросили без крайней необходимости не останавливаться в незапланированных организаторами местах, а сами кроссоверы были с тонированными стеклами.
Да и мы сами не сильно стремились выходить из салонов X3, тем более, что здесь приятно находиться во время продолжительной поездки. Главная заслуга в этом отлично спрофилированных сидений с регулируемой боковой поддержкой. Интерьер кроссовера ощутимо изменился. Передняя панель стала визуально «легче» и меньше, а 10,2-дюймовый дисплей мультимедиа теперь расположен отдельным модулем. Поменялись местами и блоки аудиосистемы и климат-контроля. К кнопкам вопросов не возникло, а вот пиктограммы на узкой полоске экрана мелковаты. Аудиоблок занимает и того меньше места, но здесь только основные клавиши, все остальное – в цифровом виде на экране. И в который раз отмечу, что графика дисплея здесь просто великолепна! В полной мере она проявляется при работе с навигацией. Само меню разделено на несколько главных блоков и вполне логично.
Качество материалов на высоте, а придраться можно только к широкому трансмиссионному тоннелю. Интересно, что он больше “мешает” в леворульных (европейских) версиях, а вот данных тестовых авто места для ног водителя больше, потому как в эту сторону тоннель почти не выпирает. Но в целом салон просторен и особенно это ощущается по его высоте. От прибавки в длине и в колесной базе выиграли пассажиры второго ряда. Им здесь очень свободно. Но претензии к задним местам в другом – диван жесткий, и это чувствуется при первой же посадке. К тому же, он почти не спрофилирован, а практический плоский что по подушке, что по спинке. По опциям комфорта полный порядок – есть и шторки на окнах, и свой климат-контроль с регулировкой температуры и интенсивности обдува. Таким образом, он в X3 трехзонный.
А вот для багажника осталось все те же 550 л объема. Ровные стенки, богатая отделка, фальшпол на амортизаторе и складываемая по трем частям спинка заднего дивана – в X3 даже багаж будет ездить с комфортом.
Драйв
Но пришла и моя очередь садиться за руль! Момент не менее волнительный, нежели первые уроки вождения. Да, собственно и разница невелика, ведь приходится ко всему привыкать заново! К расположению органов управления, к габаритам (ведь “вся” машина находится слева от вас, а не справа), к движению в конце концов. И поэтому за рулем требуется чуть ли не ежесекундный контроль своих действий, эдакий “чек-лист”. И как только о нем забываешь, автоматика, выработанная годами предательски уводит машину на “родную” полосу, но по местному – на встречку. И такие случаи не редки и среди туристов на прокатных автомобилях. Один раз из-за поворота нашей колонне из трех BMW X3 таки выскочила малолитражка Renault! Разминулись каким-то чудом, но горе туристам пришлось уйти на каменистую обочину… Так что первые десятки, а то и сотни километров я думаю исключительно о трафике, пропуская мимо даже окружающую экзотику. И только слегка освоившись за рулем, начинаю внимательнее “прислушиваться” к автомобилю.
На тест нам предоставили исключительно дизельные модификации BMW X3: 20d и 30d. И так получилось, что большую часть поездки я провел за рулем последней, более мощной. Под ее капотом расположена рядная «шестерка» объемом 3 л. и мощностью 265 л.с. А этого совсем немало, чтобы чувствовать себя уверенно даже на экзотических дорогах ЮАР. С тягой в 620 Ньютоно-метров «запас» под педалью газа есть всегда! Недостатка тяги не было даже на высокогорных перевалах, когда, преодолев отметку в 2000 м над уровнем моря, мы въехали в провинцию Лимпопо. Да и по своей динамике данная версия едва ли не самая быстрая в гамме X3: разгон до “сотни” занимает у нее 5,8 секунды. Конечно, я не беру в рассчет модификации с буквой M, они быстрее. Но такой аккуратный шильдик красуется и на тестовых авто, что означает наличие М-пакета.
Присутствовала на наших тестовых машинах и система выбора режимов движения. Удобней всего было ездить в Комфортном, но я нередко прибегал и к Спортивному. В нем Х3 провоцирует вас на активную езду и переключение передач вручную очень часто! Делать это с помощью подрулевых лепестков удобно, а с помощью джойстика КПП на праворульной машине…опасно! Ведь левая рука к таким действиям не привыкла. После пары не самых ловких движений и выезда едва ли не на “встречку” из-за них, я от этой идеи отказался.
Отмечу, что даже в спортивном режиме скорости в салоне не чувствуешь, в том числе когда стрелка подбирается и к 140 км/ч, и к 150. Были бы дороги! А они на удивление в ЮАР есть! Во-первых, это междугородние магистрали в две или три полосы с практически идеально ровным асфальтом и двумя или тремя полосами. Зачастую они имеют широкую полосу безопасности между встречными потоками и прямые, как стрела, на протяжении многих десятков километров. И чем дальше удаляешься от городов, тем больше ощущаешь на них бескрайние просторы Африки! Во-вторых, это широкие кольцевые и пригородные шоссе в пять-шесть полос с многоуровневыми развязками. Разметка, знаки да и вся остальная инфраструктура вполне на уровне, что даже вызывает некоторое удивление. И что самое интересное – хорошие дороги (двухполоски) не редкость и малонаселенной местности. На одной из таких трасс среди саванны наш дизельный X3 легко набрал 200 км/ч. Причем даже такая скорость не ощущается в полной мере!
Подвеска в X3 собранная и сбитая, что типично для BMW. Поэтому зачастую она слишком подробно транслирует дорожную мелочь в салон. Хотя даже на 21 дисках и низкопрофильной резине не была зубодробильной. Пробой был только один раз, да и то не подвески, а покрышки. Камни на грунтовке здесь очень острые! Кстати, за доплату возможно заказать и адаптивную ходовую. Зато какая устойчивость в виражах! А учитывая, что X3 очень чутко и точно реагирует на действия водителя рулем, то от управления этим кроссовером можно получать настоящее удовольствие! Вот только половина поездки у меня ушла на адаптацию к левостороннему движению. И хотя в X3 хорошая обзорность и немало ассистентов водителю, все равно приходилось быть начеку.
По итогам нашего даже не столько тест-драйва, сколько настоящего пробега по ЮАР, а проехали мы около тысячи километров, средний расход дизеля колебался в пределах 7,5-8 л на 100 км. Согласитесь, вполне гуманная цифра для трехлитрового мотора.
Подводим итоги
Ну что же, спасибо компании BMW за такой опыт!, – не только знакомства с новой локацией выпуска кроссовера X3, но и с такой необычной и далекой страной, как ЮАР. Да и за экспириенс езды на праворульном автомобиле тоже! Если говорить о главном герое этого теста, то поначалу, в момент выхода нового кроссовера, мне казалось, что он одновременно станет едва ли не заменой BMW X5. Однако совсем недавно презентовали и новый “икс пятый”, так что все встало на свои места. BMW X3 меньше и несколько скромнее. Что же касается дизельной версии, то она мне понравилась даже больше бензиновой, которую я опробовал в начале этого года. Здесь вы получаете мощность, недюжинную тягу, доступную с самых низов, и все это сочетается с уверенной динамикой разгона (напомню, меньше 6 сек. до “сотни”) и вменяемым аппетитом. Однако, и стоят дизельные версии дороже бензиновых.
Технические характеристики BMW X3:
Тип кузова | универсал |
Дверей/мест | 5/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4708/1891/1676 |
База, мм | 2864 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1895/2420 |
Объем багажника, л | 470/1355 |
Тип двигателя | диз. с непоср. впр. турбо |
Расп. и кво цил./кл. на цил. | R6/4 |
Объем, см куб. | 2993 |
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин | 195 (265)/4000 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 620/2000-2500 |
Тип привода | полный |
КП | 8-ст. авт. Steptronic |
Максимальная скорость, км/ч | 240 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 5,8 |
Расх. трасса-город, л/100 км | 5,7-7,6 |